Меню

Как локальному производителю встать на полку МЕТРО

Идет ли процесс импортозамещения в магазинах иностранного ритейлера, почему производители картофеля оказались в безвыходном положении, сколько мяса и вина родом из России — штрихи к METRO EXPO 2016.

В торговых центрах МЕТРО доля импортных товаров традиционно велика, поэтому импортозамещение для компании — вопрос актуальный. Как утверждает генеральный директор ООО «МЕТРО Кэш энд Керри» Борис Миниалай, процесс идет: доля отечественного вина в магазинах МЕТРО достигла 50%, мяса — 94%.

5-7 апреля в Москве прошла закрытая выставка METRO EXPO, на которой собираются представители малого и среднего бизнеса, поставщики, представители власти.

Локальные производители наступают

Как сообщил DK.RU региональный управляющий по продажам региона Урал Виктор Смирнов, за последние два года структура поставщиков МЕТРО изменилась в сторону именно локальных производителей.


Фото предоставлено агентством Event Team

«Доля товаров местного производства в ассортименте трех торговых центров МЕТРО в Свердловской области традиционно высока.  Но надо понимать, что большинство товаров и до введения эмбарго поставлялось российскими поставщиками — например, 94% мяса, 96% молочной продукции произведено на территории России. Что касается свердловских производителей, то они поставляют в региональные МЕТРО 24% молочной продукции, 32% сыров, 20% мясной и колбасной продукции, 24% курятины и 18% овощей-фруктов».

Многие региональные производители в неформальных беседах сетуют на то, что попасть на полки МЕТРО очень сложно. Виктор Смирнов возражает — при знании правил игры стать поставщиком МЕТРО вполне реально, к тому же ритейлер сам готов идти навстречу:

«МЕТРО Кэш энд Керри максимально заинтересована в развитии сотрудничества с местными товаропроизводителями — их продукция хорошо знакома местному потребителю, мы избавляемся от расходов на логистику, оптимизируется цена».

По словам г-на Смирнова, единственная проблема, которая может помешать сотрудничеству, это несоблюдение стандартов качества на производстве:

«В начале сотрудничества с новым поставщиком наши эксперты контроля качества проводят полный аудит качества на производстве поставщика (за счет МЕТРО), дают рекомендации в случае необходимости, проводят тренинги и консультируют поставщика, если опять же есть в этом потребность. То есть даже выявление отклонений по качеству не останавливает процесс сотрудничества — работа наших экспертов направлена именно на выявление недостатков, недочетов и их исправления совместно с поставщиком. Для поставщика это также крайне полезный процесс — получив необходимые консультации наших специалистов по качеству, реализовав их, поставщик может также работать в направлении поставок и в другие компании, в другие регионы».

Границы открылись не в ту сторону

Впервые в этом году на выставку были приглашены локальные производители: на специализированном стенде «Из России с любовью» были представлены 36 локальных компаний, все они в прошлом году были признаны лучшими производителями в регионах. Свердловскую область представляли Екатеринбургский жировой комбинат и АПК «Белореченский».


Фото: DK.RU

Интересный тренд: практически все локальные поставщики сделали акцент не на объемах или уникальных характеристиках продуктов, а на их экологичности. Много было витрин с молочной продукцией, мясопереработкой, хлебобулочными изделиями из отечественного сырья.

Конечно, очень много говорилось об импортозамещении, о том, насколько уверенно чувствуют себя сегодня российские производители. Оказалось, не очень уверенно, особенно в сфере сельского хозяйства. Несмотря на многочисленные заверения чиновников о поддержке этого сектора и создании здоровой конкуренции, на деле получается «импортозамещение наоборот». В частности, это касается картофельного рынка.

«Цены на картофель в этом году нас не радуют, — говорит Ирина Надеждина, заместитель директора по вопросам реализации АПК «Белореченский». — 2015 г. был очень урожайным на картофель, рынок перенасыщен. В России и без того очень много производителей овощей, так еще открыли границы, и в страну везут овощи из других стран. Всю зиму в Свердловской области продавали лук и капусту из Ближнего Зарубежья. По картофелю ситуация похожая».

Справиться сами с переизбытком товара агрохолдинги не в состоянии.

«Мы состоим в «Картофельном союзе», пытаемся как-то лоббировать свои интересы, но пока безрезультатно. При этом в некоторых сетях устраивают даже акции для импортного картофеля. Зачем? Если даже своей продукции переизбыток», — недоумевает г-жа Надеждина.

До этого компания в основном работала на Екатеринбург, излишки отправляла в Москву. Но год был настолько урожайным, что многие просто сваливали картофель в бурты, и до сих пор этот картофель не продан. Так что будет много убытков, многие производители вылетят с рынка, прогнозирует г-жа Надеждина.

«Ничем государство нас не защитило, никакой схемы для сбыта не предложило», — констатирует она.

Как говорят производители, «покупатель принимает решение глазами». Импортные овощи действительно выглядят привлекательнее, и при равной цене покупатель предпочтет приобрести заграничную упаковку.

«Почему у них такая красивая картошка? Потому что ее сразу же после уборки в поле моют и обрабатывают специальными составами. Что это за составы, никто не знает», — говорит Ирина Надеждина.

Впрочем, тот же АПК «Белореченский» научился придавать уральским овощам товарный вид. Главное в этом процессе — сохранить урожай. В условиях Урала сделать это можно только в холодильниках. Для каждого вида устанавливается своя температура: для моркови +1 градус, для капусты 0 — -1, для картофеля +4. Овощи перед закладкой на хранение никак не моют и ничем не обрабатывают. Мойку и шлифовку они проходят непосредственно накануне отправки в магазины. Результат — не хуже, чем импортные калиброванные плоды.


Фото: DK.RU

Сильно подкосил уральских производителей и рост доллара. Как известно, большинство использует семена импортной селекции — увы, пока что качественного семенного материала в России нет.

«В этом году семенной картофель с учетом доставки в Екатеринбург будет стоить 120 руб. за кг, — приводит пример Ирина Надеждина. — А продавать выращенный картофель мы будем вынуждены по 3-4 руб. за кг. Экономика не сходится».

Выход только один — создавать собственную семеноводческую компанию, но это большие затраты, а кредит предприятие пока получить не может, даже в Сбербанке.