Меню

Как найти деньги на фильм о перевале Дятлова: опыт Данила Куликова

Не просуществовав и года, кинокомпания «20 августа» стала сопродюсером в съемках фильма «Перевал Дятлова». В съемках примут участие 30 звезд российского кино, главную роль прочат Филиппу Янковскому.

Съемки фильма «Перевал Дятлова: история, ставшая легендой» должны начаться уже весной этого года. Созданием ленты занимается продюсер Дмитрий Артемьев из «Д’АРТ Продакшн». В кинотеатрах картина появится в конце 2016 г., сейчас же создатели ищут инвесторов для проекта, чья стоимость оценивается в сумму порядка $ 5 млн. Поиском средств для фильма занимается Данил Куликов, генеральный продюсер кинокомпании «20 августа». По его словам, самое сложное в этом деле — объяснить бизнесменам, что вкладываться в кино — прибыльно.
 
Проверка бизнесом
 
Первое знакомство с изнанкой кино у Данила Куликова случилось в 2005 г., когда он и двое его друзей пришли на Свердловскую киностудию. Так вышло, что один из товарищей отправил туда резюме на должность менеджера департамента стратегического развития, а на собеседование решили прийти втроем. Так и остались. Изначально в их задачи входил поиск инвесторов для съемок фильма «Адмиралъ», но сильно не хватало опыта и связей.
 
«Это были слабые попытки, потому что в 20 лет звонить, например, режиссеру Федору Бондарчуку — не вариант. Деньги в итоге нашли не мы, а один из крутых продюсеров киностудии. Нам же поручили заниматься сдачей съемочного оборудования в аренду», — вспоминает г-н Куликов.
 
По его словам, во многом на то, чтобы вернуться позже в кинобизнес, повлияла именно эта работа на киностудии.
 
«Там очень благоприятная среда для работы и совершенно иной мир, отличный от традиционного офиса. Нас окружали подготовленные и опытные люди, такие, как кинопродюсер Михаил Чурбанов, например», — уверен г-н Куликов.
 
Набраться связей и опыта получилось, уйдя в бизнес. Еще в пору студенчества началось увлечение консалтингом — проведением и организацией различных бизнес-тренингов по организации бизнес-процессов, по подбору персонала.
 
«Я недолго проучился в университете физкультуры и спорта — с детства увлекался восточными единоборствами. Специального предпринимательского образования у меня нет, но удалось организовать и посетить так много бизнес-тренингов, что это и стало моим образованием», — рассказывает г-н Куликов.
 
В кризис 2008-2009 гг. компании стали резко сокращать затраты на дополнительное образование сотрудников, и заниматься консалтингом стало не прибыльно. Было решено поехать в Сургут, заниматься продажей черного металлопроката.
 
«Сначала работал в чужой компании два года, затем меня пригласили младшим партнером коллеги из отрасли. Там я проработал около года и понял, что этот бизнес и город не для меня. Это было слишком просто: берешь металл в одном месте и продаешь в другом. Сургут — город тихий, семейный. Эта сжатая инфраструктура душила, и я вернулся в Екатеринбург, размышляя, в какой сфере удалось бы совместить творчество и бизнес. Так вновь появились мысли о кино», - рассказывает г-н Куликов.
 
Обратно в кино
 
Кинобизнес заинтересовал не только своей масштабностью, перспективами и прибылями, но и одновременно своей сложностью.
 
«Тут каждый раз нет ясности, как будет правильно поступить — это для меня большой вызов. На Урале заниматься кино — это уже рискованно: у нас нет этой индустрии, как таковой. Банально, мало солнечных дней, что очень важно для съемочного процесса. Плюс, на Урале люди не вкладывают в этот бизнес достаточное количество денег. Да, здесь есть крупные промышленные корпорации, но куда они скорее вложат свои деньги? Например, 600 млн руб., в фильм или в новый завод? Ответ, к сожалению, пока очевиден», — сетует г-н Куликов.
 
В доказательство своих слов он приводит цифры: вложения в завод, по его словам, выгодней только на первый взгляд. За время постройки завода эти 600 млн руб. в кино можно обернуть три раза и превратить их в 2-3 млрд руб.:
 
«Есть гарантированные технологии как это можно сделать. Более того, на рынке, даже российском, есть несколько компаний, которые действительно поняли эту специфику и делают за полгода из $1,5 млн — $12 млн.», — рассказал г-н Куликов.
 
Он уверен, что эти показатели легко повторить даже на Урале —регион работы сейчас не так важен: фильм полностью можно снять в съемочном павильоне в любой точке планеты.  Поэтому намного важнее, что за команда снимает и делает постпродакшн, насколько хорош сценарий и маркетинг.
 
«Мы на Урале можем делать мировой продукт и делаем, просто отрасль требует вливаний. А все денежные потоки сконцентрированы в Москве, — рассуждает г-н Куликов, —Именно поэтому сейчас важно объяснить инвестору, что вложения в кино выгодны: это и высокая прибыль в короткий срок и маркетинговый инструмент, и product placement, и нестандартная реклама одновремменно».  
 
Со второй попытки начать работу в кинобизнесе удалось вместе с известным в Екатеринбурге продюсером кинокомпании «Третье декабря» Анатолием Веретенниковым. Тогда продюсеры занялись работой над документальным фильмом «Мастера боевых искусств». Позже, на волне новостей о присоединении Крыма, в мае прошлого года первыми в России вместе сняли на полуострове несколько клипов для начинающего уральского музыканта. Однако, уже полгода, как они работают отдельно. Каждый углубился в свою специализацию: Анатолий больше работает над созданием презентационных фильмов и фильмов в формате 3D, Данил же в результате увлекся продюсированием полнометражных лент. Для новой компании было решено выбрать название «20 Августа».
 
«Так повелось, потому что у режиссера Алексея Федорченко, например, есть кинокомпания «29 февраля». Они с Толей Веретенниковым дружат. Его компания называется «Третье декабря», потому что Толя начинал с 3D-графики. А у меня «20 августа» — потому что день рождения в этот день. Все просто», — рассказал Данил Куликов.
 
Сейчас у компании четыре представительства: в Екатеринбурге, Севастополе, Югре и Москве. 
 
Одним из первых значимых проектов стало создание фильма про мастеров боевых искусств «Королевский нож». Он позиционируется как полнометражный фильм в стиле картин с Джеки Чаном, Индианой Джонсом и Джейсоном Стетхэмом. Бюджет оценивается в  $10 млн. Уже удалось заручиться поддержкой не только частных инвесторов, но и правительства Филиппин, где будут проходить съемки. Пока что старт проекта тормозится долгим поиском новых инвесторов и медленным написанием сценария — на это уже ушел почти год. Одну только сюжетную линию пересматривали несколько раз, проводили фокус-группы.
 
«Самое сложное — понять, что будет интересно зрителю, не прогадать. Фильмы сейчас ценятся, в основном, за оригинальный сценарий, спецэффектами никого не удивишь. Это дает шанс российскому кино: у нас есть свой стиль», — считает г-н Куликов. 
 
По его словам, качественный сценарий для полнометражного фильма может стоить около $50-80 тыс. При этом, рабочий день одного сценариста стоит, как минимум, 10 тыс. руб. Надеяться на госфинансирование особо не приходится:
 
«Государство готово спонсировать фильмы с упором на патриотизм. Если у тебя фильм не о войне, то приходится очень тяжело. Профессиональных камер для съемок полнометражных фильмов у нас в регионе тоже нет, нужно арендовать в Москве или, как ни странно, в Челябинске. Это обойдется в 20 тыс. руб. в день. Вообще, один съемочный день кино стоит от 300 тыс. руб. минимум», - рассказал г-н Куликов.
 
Деньги вперед 
 
Долгий старт «Королевского ножа» — типичная ситуация, когда проект создается с нуля самими продюсерами по их же задумке. В этом плане работа над «Перевалом Дятлова» кардинально отличается, уточняет г-н Куликов.
 
«Продюсер Дмитрий Артемьев  из «Д’АРТ Продакшн» сам пришел ко мне и сказал, что хочет с нами работать: мне, говорит, нравится, что вы делаете. Я удивился и обрадовался, потому что с момента, как я запустил сайт кинокомпании, прошел всего месяц, а нас уже заметили и пришли с очень крутым проектом. В этом проекте мы выступаем как сопродюсеры и занимаемся исключительно привлечением инвестиций. Весь продакшн и идея данном случае не наши», - пояснил Данил Куликов. 
 
Планируется, что «Перевал Дятлова» будет снят в стиле советского кино, вроде «А зори здесь тихие». Актерский состав сейчас набирается, но уже известно, что участие в фильме рассматривает Филипп Янковский. Он, возможно, будет играть Правдина — главного героя — журналиста, который расследует дело в настоящее время. Пул артистов, а это порядка 30 звезд первой величины, как и сценарий, согласованы, съемочная группа тоже готова.
 
«Примерная стоимость проекта — порядка $5 млн. Приходится проводить множество встреч с потенциальными инвесторами из числа собственников бизнеса, объяснять, чем хороши вложения в кинобизнес. Минимальный объем инвестирования в проект от одного партнера —$50 тыс.», – рассказал Данил Куликов.
 
Нестабильная экономическая ситуация, безусловно, повлияла на развитие проектов: пул московских инвесторов, состоявший из венчурных банковских фондов, заморозил свое участие в фильме до лета.
 
«В этом многогранность продюсерской работы — нужно всегда искать запасные варианты, потому что сам съемочный процесс не терпит простоев: это и зарплата простаивающего  персонала, и арендованная техника. Мы снимаем за свои деньги и за деньги инвесторов, нам нельзя не окупиться», - подытожил г-н Куликов. 
 
Зачастую дороговизна рабочего процесса заставляет хороших уральских специалистов заниматься чужими проектами: снимать рекламу, презентационные ролики.
 
«Мы от такой работы отказались. Наверное, из-за этого теряем в прибыли, но пока задуманное удается воплотить. Например, недавно начали съемки проекта «Екатеринбург — город памятников», приуроченный к 70-летию победы в Великой Отечественной войне. В городе и области есть 26 памятников различным воинам, вокруг них мы закручиваем документально-детективную историю. Потому что просто рассказывать об истории памятников было бы скучно: информацию о них можно с легкостью найти в интернете», — рассказал г-н Куликов, отметив, что ролики загрузят на видеохостинг с английскими субтитрами, после чего они будут распространяться в социальных сетях.
 
Данил Куликов уверен, что таким образом интересный продукт может и сам себя продвинуть.
 
В планах у «20 августа» — создание серии документальных фильмов об Урале «Каменный пояс Урала». В нее войдут не менее 50 фильмов, главная цель которых — показать туристическую привлекательность региона.
 
«Повторюсь, основная моя работа сейчас в том, чтобы финансовые потоки, которые есть в регионе, перенаправить из промышленности в уральскую индустрию развлечений. Лучшей рекламы региона не придумать, возьмите, например, Нью-Йорк или Москву. Стабильный приток иностранного и федерального капитала будет обеспечен, когда город станет мелькать на экранах: ведь кино смотрят и министры, и предприниматели, и иностранцы. Они обязательно увидят наши фильмы, и поймут, что Россия — мощное государство с красивыми городами и добрыми людьми», — резюмирует Данил Куликов.