Меню

Как не стать пациентом

Даже первые симптомы заболевания для нашего человека не всегда становятся поводом отправиться к доктору. А если ничего не беспокоит, заставить пройти обследование может прежде всего требование раб

Не любите лечиться? Чаще посещайте врача. Если аккуратно проверять состояние своего здоровья в клиниках, каждый из нас меньше рискует стать их пациентом. Поскольку тезис о том, что предупредить болезнь легче, чем ее победить, — вовсе не выдумка эскулапов. Что же мешает ему следовать?

Даже первые симптомы заболевания для нашего человека не всегда становятся поводом отправиться к доктору. А если ничего не беспокоит, заставить пройти обследование может прежде всего требование работодателя, спортивного тренера или планирование беременности. Другие поводы для профилактической диагностики встречаются, скорее, в виде исключения. Привыкшие к неотложным причинам визитов медики не зря встречают посетителей традиционным вопросом: «На что жалуетесь?» У врачей государственных клиник человек, явившийся без жалоб, может вызвать удивление и даже непонимание: успеть бы больных принять, а тут еще здоровый...
По словам Екатерины Ворошилиной, заведующей отделением лабораторной диагностики медицинского центра «Гармония», частные клиники всеми возможными способами стараются привлечь население к диагностическим процедурам. Приобретают высокоточное оборудование, которое исключает или сводит к минимуму вероятность врачебной ошибки. Используют технологии, действующие быстро и без боли. Чтобы клиент не отвлекался от работы, предлагают пройти обследование в выходные дни, рано утром или поздно вечером. Разрабатывают целевые программы, рассчитанные на проверку органов и систем риска, на диагностические процедуры для всей семьи, и т. д.
При регулярных профилактических обследованиях клиники могут гарантировать клиентам скидки и льготы. Но даже в тех случаях, когда вопрос цены не имеет особого значения, есть причины, удерживающие людей от подобных мероприятий.
«Одна из таких причин — фатализм. Вероятно, для наших сограждан он характерен больше, чем для жителей развитых стран, — считает г-жа Ворошилина. — Время от времени мне встречаются люди, которые боятся узнать правду о состоянии своего организма. Они не верят, что это знание позволит избежать опасности». Такое предубеждение объясняется еще и скептическим отношением к возможностям отечественной медицины, недостаточной информированностью о современных методах диагностики.
«В нашей клинике для ранней диагностики кариеса используется множество различных методов и систем, начиная с осмотра и заканчивая самой точной лазерной диагностикой аппаратом «Диагнодент» и методом фиссуротомии, — говорит Наталья Зарипова, врач-терапевт, хирург центра стоматологии «Албан». — Если бы пациенты использовали такую возможность и приходили на осмотр один раз в полгода, то избежали бы острой боли, осложнений, возникающих при запущенных формах заболевания и, как следствие, излишних финансовых затрат».
Однако специалисты отмечают, что отношение населения к своевременной диагностике медленно, но все же меняется в лучшую сторону. По наблюдениям Полины Пинигиной, заместителя главного врача по амбулаторно-поликлинической службе Екатеринбургского Медицинского Центра, с профилактической целью все чаще приходят на прием молодые люди, которые понимают: состояние здоровья определяет их благополучие во всех сферах жизни. «Даже если вы не испытываете тревожных симптомов, ежегодное посещение врача должно войти в привычку, — убеждена г-жа Пинигина. — Это культура здоровья, которая воспитывается с детства: семьей, школой, обществом. Она напрямую зависит от грамотной организации всего отечественного здравоохранения».
Время покажет, насколько эффективна программа диспансеризации, которую выполняют государственные медучреждения. Но уже ясно, что охватывает она далеко не все категории взрослого населения. И пожалуй, все же лучший способ своевременно диагностировать заболевания и сохранить здоровье — проходить профилактические обследования не по принуждению, а по желанию.