Меню

Как немцы сделали русский автомобиль

В ближайшие годы особенно стремительно будут развиваться китайский и российский автомобильные рынки, уверены в концерне Volkswagen. В связи с этим большую часть инвестиций компания затрачивает на э

На отечественном автомобильном рынке наиболее динамичным в ближайшие годы будет демократич­ный сегмент, считают эксперты. Именно в нем намерены отлаживать сбыт почти все западные автоконцерны. В числе наиболее активных— Volkswagen: чтобы отвоевать у конкурентов долю в 10%, немцы впервые вывели на рынок специально разработанную для России модель— Volkswagen Polo.

В ближайшие годы особенно стремительно будут развиваться китайский и российский автомобильные рынки, уверены в концерне Volkswagen. В связи с этим большую часть инвестиций компания затрачивает на экспансию именно сюда. «Мы инвестировали в российский проект более $1 млрд и сейчас являемся одним из самых крупных иностранных инвесторов в РФ. Более того, из всех игроков, которые работают на местном авторынке, мы значительно больше остальных тратим средств на рекламу и маркетинг. Сейчас мы стали официальным спонсором российской сборной по футболу. Мы готовы и дальше вкладывать деньги в развитие представительства Volkswagen в России»,— говорит ФРАНК ВИТТЕМАНН, руководитель марки Volkswagen в России. При этом он делает небольшую оговорку: «Если не изменится экономическая ситуация. В отличие от китайской и европейской экономик, которые стабильны в своем росте, российская— напрямую зависит от цен на нефть и газ. Поэтому нам сложно прогнозировать, как будет развиваться рынок».

Почему в России не поехал бразильский VW Pointer
Стратегия концерна Volkswagen при завоевании зарубежных рынков сбыта стандарт­на— компания заходит через официальных дилеров, открывает представительство, изучает потребности рынка, затем запускает собственное производство и выводит новую модель автомобиля, специально разработанную под запросы местной аудитории. Александр Пикуленко, автомобильный обозреватель «Эха Москвы», заявил на форуме Lenta.ru, что считает подобную стратегию вполне оправданной. Она уже доказала свою жизнеспособность и в России. Г-н Пикуленко: «На вопрос, можно ли делать автомобиль только для внутреннего рынка, отвечаю утвердительно, потому что в последнее время появилось много локализованных автомобилей. Например, такой автомобиль, как «Шеви-Нива», является локальным: он предназначен только для России и стран СНГ. Больше он никуда не поступает, но здесь его неплохо покупают. Самый продаваемый автомобиль в Бразилии— это Сhevrolet Agile — автомобиль, который выпускается только для бразильского рынка. Такие локальные продукты есть, как подсказывает исторический опыт, они неплохо себя чувствуют именно в данных странах, потому что, как правило, это автомобиль, сделанный под конкретные условия, которые пользуются спросом у конкретных групп населения».
По словам г-на Виттеманна, подобная схема была использована в Бразилии, Китае и в некоторых странах Западной Европы. «Для каждой страны мы разрабатываем автомобили определенной модификации. Как показывает опыт, специальные модели становятся самыми популярными в линейке и лидерами в своем сегменте на конкретном рынке»,— объясняет Франк Виттеманн. Активно завоевывать российский рынок Volkswagen начал еще в 2003 г. Тогда концерн объявил о намерении инвестировать порядка $450 млн в собственное производство на территории России. Только вот на разработке специальной модели автомобиля для россиян было решено сэкономить: руководство посчитало, что в России будет вполне востребована модель Volkswagen Pointer1, разработанная в свое время для Бразилии. Причины такого решения компания не раскрывает. Эксперты же объясняют это тем, что показатели развития российской и бразильской экономик во многом схожи: обе страны имеют большие территории, плохие дороги и приблизительно одинаковый уровень жизни населения. Возможно, в Volkswagen посчитали, что потребности потребителей этих двух стран схожи. Сначала, в 2003 г., Pointer показали на Московском автосалоне, а в 2004 г. начались официальные продажи. Стоимость модели в базовой комплектации для российского потребителя составляла $9499.
В апреле 2006 г. в Калуге было создано ООО «Фольксваген Рус». С ноября 2007 г. на калужском заводе запустили производство автомобилей по технологии крупноузловой сборки (SKD). Среди моделей, которые начал производить завод, были Passat, Passat CC, Jetta, Golf, Touareg, Tiguan и др. Но Volkswagen Pointer, который должен был стать основным продуктом российской сборки, в этом списке не оказалось. Причиной изменения планов был низкий спрос: продажи Pointer по сравнению с моделями конкурентов в демократичном сегменте оставались очень низкими. «Volksvagen Pointer был сильно устаревшей моделью, поставляемой в Россию из Бразилии. Затраты на логистику не позволили концерну установить для Pointer конкурентную цену, поэтому популярностью в России он никогда не пользовался. Понятно, что в итоге Pointer не мог рассматриваться всерьез как модель для российского завода VW»,— поясняет АНДРЕЙ ТОПТУН, начальник отдела аналитики агентства «АВТОСТАТ». В итоге руководство Volkswagen приняло решение разработать для России специальную модель.
Россияне предпочли недорогой седан
По словам Франка Виттеманна, на разработку новой модели Volkswagen Polo у компании ушло порядка трех лет. «Для начала мы провели в России фокус-группу. Из разных городов собрали автовладельцев, которые намеревались в ближайшее время приобрести машину. Все эти люди выражали свои предпочтения и пожелания к новой модели. Информацию о потребностях клиентов также собирали наши дилеры. Это были масштабные исследования в рамках целой страны. Ведь мы должны были сделать автомобиль, который полностью соответствовал бы запросам российских клиентов и мог бы стать лидером в своем сегменте»,— рассказывает г-н Виттеманн.
В итоге после всех проведенных исследований стало понятно, что русские хотят не дорогой, но полноценный во всех смыслах седан. «В соответствии с запросами российских автомобилистов мы должны были сделать классический седан с просторным салоном, где будет отведено больше места для ног пассажиров заднего сиденья, с вместительным багажником, а еще клиренс у нового автомобиля должен был быть выше, чтобы он легко мог преодолевать препятствия на плохих дорогах»,— вспоминает Франк Виттеманн. По его словам, для представителей концерна стало открытием, что в демократичном сегменте русские предпочитают именно седан, а не хэтчбек. «К примеру, в Европе седан в данном сегменте был бы не востребован»,— отмечает г-н Виттеманн.
«Мы занимались разработкой новой модели для России больше года,— вспоминает ОЛИВЕР ШТЕФАНИ, руководитель по дизайну проекта «Новый Polo», руководитель направления «Дизайн экстерьера» концерна Volkswagen.— Основной задачей для меня как для дизайнера стало создание седана из хэтчбэка. Мы разработали автомобиль специально для России, но вся специфика относится к технической части, дизайн мы выдержали в стиле Volkswagen— он логичен. Мы стараемся не делать автомобили модными: мода меняется, и стильный автомобиль уже через два года может выглядеть устаревшим. Нам нужно, чтобы и через пять лет дизайн модели был актуальным. Поэтому внешний и внутренний вид Volkswagen Polo мы сделали классическим».
Как отмечают участники рынка, Volkswagen стал первым иностранным концерном, который разработал автомобиль специально для России. Если вспоминать одну из самых популярных в нашей стране моделей из числа бюджетных— Renault Logan, то она была разработана французами специально для развивающихся рынков, таких как Румыния, Марокко, страны Латинской Америки и др. Долгое время лидером продаж на отечественном рынке был Ford Focus. Но эта модель также не была разработана для России: американцы позиционировали ее как глобальную, она и сейчас остается одной из самых востребованных бюджетных моделей во многих странах мира.
Как отмечает Франк Виттеманн, в настоящее время концерн не может обнародовать планы по продажам Volkswagen Polo, так как сейчас, по его мнению, трудно оценить поведение российского рынка. «Важный фактор в этом плане: останется ли господдержка, когда эти автомобили поступят в салоны наших официальных дилеров. В ближайшее время мы бы хотели в этом сегменте достичь доли рынка в 10%, а за 2-3 года— стать лидерами»,— говорит г-н Виттеманн. По его словам, первые произведенные автомобили седана Polo появятся у официальных дилеров в сентябре, после Московского международного автосалона. «Мы провели очень активную рекламную и PR-кампанию в Интернете, у нас уже есть порядка 50 тыс. контактов людей, которые заинтересованы в покупке новой модели»,— добавляет руководитель марки в России.
Volkswagen Polo оттянет клиентов у Ford Focus
В 2009 г. Volkswagen продал в России порядка 40 тыс. автомобилей, заняв 3% рынка. К концу этого года концерн намерен заполучить долю в 4% и увеличить продажи до 60 тыс. машин в год. Ставку немцы при этом делают на новый седан. По словам гендиректора «Фольксваген Груп Рус» ДИТМАРА КОРЦЕКВЫ, к 2011 г. более 30% от общего количества произведенных на калужском заводе автомобилей будет приходиться на модель Volkswagen Polo. «Сейчас мы работаем в одну смену, летом планируем запустить вторую. Производственная мощность завода составляет 150 тыс. автомобилей в год, и мы будем расширять производство по мере роста спроса на автомобили»,— говорит г-н Корцеква.
Руководство Volkswagen уверено, что новый седан займет около 10% рынка сегмента бюджетных автомобилей. «Минимальная стоимость автомобиля— около 400 тыс. руб. А по дизайну и техническим характеристикам он соответствует автомобилям ценового диапазона в 600-800 тыс. руб»,— объясняет Франк Виттеманн. Конкурировать, по его словам, Polo будет с Renault Logan и Chevrolet Aveo. «С другой стороны, мы можем перетянуть часть клиентов у Ford Focus, так как по функциональности Polo ему не уступает, а по цене— более привлекателен»,— считает г-н Виттеманн.
По мнению экспертов, Volkswagen Polo по силам занять 10% рынка в своем сегменте (класс В) при условии, что ценовая политика в отношении этой модели не будет меняться. «Сильные стороны нового седана: современная конструкция, большие размеры, большой багажник. Еще одно преимущество— принадлежность к семье Volkswagen, известной высоким качеством своих авто. Именно поэтому многие потенциальные покупатели седанов Ford Focus, Chevrolet Lacetti и т. д. могут сделать выбор в пользу седана Polo и компании VW как более престижной»,— считает г-н Топтун.
Как считают аналитики отечественного автомобильного рынка, в ближайшие годы почти все иностранные концерны будут активно развивать демократичный сегмент. В сентябре этого года запланировано открытие завода «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус». По данным пресс-службы компании, запуск массового производства автомобилей на петербургском заводе Hyundai планируется в январе следующего года. Уже в конце 2011 г. компания рассчитывает достичь максимальной производственной мощности предприятия в 100 тыс. автомобилей в год с перспективой дальнейшего увеличения этого показателя до 150 тыс.
Недавно пресс-служба российского подразделения Ford объявила, что в связи с увеличением спроса на автомобили Focus и Mondeo на российском рынке завод во Всеволожске начинает кампанию по найму персонала— на работу будет принято 230 новых сотрудников. Сейчас на предприятии работает 2,4 тыс. человек. Проектная мощность завода Ford во Всеволожске составляет 125 тыс. автомобилей в год. В 2009 г. здесь было произведено 41,4 тыс. автомобилей, и компания намерена значительно увеличить этот показатель. Тем не менее Франк Виттеманн уверен, что места на растущем российском рынке хватит всем и Volkswagen Polo без труда отвоюет свою долю: «Мы планируем усиливать свои позиции не только с помощью рекламной и PR-кампаний. Мы увеличим количество дилеров до 2-3 в каждом крупном городе страны». По его мнению, это станет дополнительным преимуществом в конкурентной борьбе за российского потребителя.

За год продажи бюджетных моделей выросли больше всего
Лидеры продаж сегмента бюджетных автомобилей в России на начало 2010 г. (динамика продаж относительно 2009 г.)

Источник: «АВТОСТАТ».