Меню

Как Netangels захватила треть рынка хостинга

Региональный рынок хостинга полон противоречий. С одной стороны, он быстро растет, но при этом постепенно проигрывает столице. Во всем мире и в Москве хостингом занимаются преимущественно специализ

Региональный рынок хостинга полон противоречий. С одной стороны, он быстро растет, но при этом постепенно проигрывает столице. Во всем мире и в Москве хостингом занимаются преимущественно специализированные компании, а в российских регионах это обычно интернет-провайдеры. О том, как небольшим хостерам выжить на этом рынке и отвоевать заметную долю, рассказывает Антон Халиков, директор и владелец компании Netangels.

Российский рынок хостинга активно развивается. В сентябре число доменов в зоне RU достигло 1 млн. Для примера: в национальной зоне Германии DE число сайтов еще в прошлом году превысило 8 млн. То есть на десять немцев приходится один сайт, тогда как у нас один сайт приходится на 140 человек, причем основная часть интернет-ресурсов сосредоточена в Москве. Но и регионам кое-что достается. Ведущие провайдеры и федерального масштаба («Ростелеком», «Голден Телеком», «Синтерра»), и местные («Инсис», «УралВЭС») интересуются этим рынком и готовы вкладывать крупные средства в развитие дата-центров. Между тем почти 30% екатеринбургского рынка хостинга принадлежит небольшой компании со штатом в пять человек.

Насколько велик рынок хостинга в городе?

— В Екатеринбурге размещено около 9 тыс. сайтов. Примерно по 3 тыс. у нас и у «Голден Телекома», оставшееся число делят прочие операторы. Средний чек (ARPU) около 300 руб. в месяц. То есть месячный оборот городского рынка чуть менее 3 млн руб. Еще примерно столько же город платит за размещение сайтов в столице и за рубежом. Пока у нас распространение сайтов несравнимо с Москвой и Европой, где у каждого дворника есть интернет-страничка. В Екатеринбурге только начинают рассматривать сайт как инструмент для бизнеса. Но процесс идет, а значит, рынок будет расти еще долго.

Годами считалось, что хостинг в регионах — это удел провайдеров. Как появилась мысль создать специализированную компанию?

— Историю нашей фирмы можно рассказывать как анекдот. В 2003 г. на День сис­админа (неофициальный праздник, отмечаемый в последнюю пятницу июля) трое друзей напились пива и начали обсуждать хостинг. Мы все были связаны с разработкой и размещением сайтов, так что было о чем поговорить. В результате сошлись во мнении, что в России нет ни одной компании, которая нас устраивала бы на 100%. Если в Москве в те времена уже было на что посмотреть, то вот в регионах ситуация хуже некуда. И мы решили создать свою контору. У нас был некоторый опыт — мы тогда сотрудничали с одной западной компанией, которая занималась хостингом на территории Англии, а я и мои друзья работали с ними в качестве сотрудников техподдержки. Британские менеджеры пересылали нам вопросы клиентов, на которые мы давали развернутые ответы пользователям по настройке систем и т. д.

Решив начать дело, скинулись по 9 тыс. руб. на новый компьютер и регистрацию юрлица. Лицензию на телематику в тот момент можно было не получать, так как ответственный орган расформировали. Полгода занимались этим на уровне хобби. Затем расходы начали расти, а доходов все не было. В итоге партнеры вышли из бизнеса, а я остался один.

На бизнес это стало похоже только года через полтора, когда у нас начали появляться деньги на офис, профессиональное и сертифицированное оборудование. Сперва компании хватало одного обычного компьютера, сейчас каждый месяц приобретаем новый сервер. Сегодня у нас их 18.

Откуда в такую маленькую компанию пришли первые клиенты?

— Вначале мы делали ставку на работу с веб-студиями. Тогда они часто предоставляли хостинг для своих клиентов, и это стоило им многих усилий, так как бизнес непрофильный. Программисты и дизайнеры не должны заниматься поддержкой серверов. Мы предложили взять на себя заботы о хостинге и попросили отдать нам клиентов в обмен на выплату бонусов. Многие думали, что достаточно купить у крупного хостера дисковое пространство оптом, начать продавать его клиентам — и бизнес пойдет. Но только затем осознавали, что хостинг — это не раздача вычислительных мощностей, а, скорее, грамотная поддержка, которой надо заниматься самостоятельно. Операторам же этот рынок по большому счету неинтересен. Его обороты несравнимы с прочими доходами, и внимание ему уделялось по остаточному принципу. Мы же всегда старались отличаться уровнем техподдержки. Поэтому, как только студия понимала, в чем ее основная компетенция, она сразу же избавлялась от хостинговых услуг. Нам оставалось лишь предложить выгодные условия именно для нее, а не для конечных клиентов, которых такие вопросы чаще всего вообще не беспокоят.

Когда стало понятно, что поток клиентов от веб-студий мы уже обработали, взялись за создание конструктора сайтов.

Но ведь это же совсем другой бизнес.

— Другой, если делать конструктор платным и зарабатывать на нем. Тогда его нужно постоянно развивать, увеличивать число функций, ведь рынок становится все более конкурентным. Мы сделали кон­структор бесплатным. Деньги берем только за размещение сайта на нашей площадке. 40-60% клиентов, поиграв с конструктором и обнаружив, что деньги за хостинг все-таки надо платить, бросают его, но оставшихся нам достаточно, чтобы окупать затраты на его создание и развитие.

Несколько лет назад аналитики предсказывали постепенный переезд всех сайтов в Москву. Мол, и трафик дешевле, и ресурсов больше. Но этого не случилось. Почему?

— На самом деле тенденция роста доли московских хостинг-провайдеров есть. Но в регионах инфраструктура тоже не стоит на месте. Операторы активно строят сети, и это дает возможность развивать региональные интернет-проекты, направленные на локальный рынок. Наши основные клиенты сами находятся здесь, и здесь же их аудитория — размещаться у местных хостеров им выгоднее: работает быстрее, нет сбоев на магистральных линиях. Для многих до сих пор актуален внутригородской трафик. Но даже когда все перейдут на безлимитные тарифы, ниша региональных компаний не исчезнет, поскольку всегда будут локальные фирмы, у которых клиентов становится все больше. И люди предпочтут того, кто ближе. Потому что можно лично приехать за документами, оговорить тонкости услуги, плюнуть в лицо, если что не так.

В целом же если смотреть на россий­ский рынок хостинга, то Урал занимает на нем незначительные проценты, причем доля эта может даже снижаться, хотя число размещенных в области сайтов растет. В столичную компанию MasterHost в месяц приходит клиентов больше, чем к нам за год, и это нормально. Мы в разных весовых категориях.

Вы говорите об ориентации на местный рынок, но ведь у вас есть серверы, размещенные в Москве.

— Они появились из тех же соображений близости к уральскому заказчику. У местных клиентов есть потребности в размещении некоторых ресурсов в столице, а с нами работать удобнее. Нам же, по сути, все равно, где стоит сервер, который мы будем администрировать. Мы сейчас вообще перестали себя позиционировать только на Екатеринбург — появились московские клиенты, которые считают, что на Урале у нас просто филиал.

Рынок — это только размещение сайтов?

— Сейчас уже нет. Есть общая тенденция к постепенному переносу бизнес-приложений в веб. И есть ее российский аналог: переносят базы данных различных систем (бухгалтерские базы, системы электронного документооборота) к хостерам, чтобы сократить затраты на легализацию софта. Кроме того, многие компании ведут двойную бухгалтерию, а размещение баз данных у хостера — это возможность обезопасить информацию, например, от контролирующих органов, которые могут описать весь компьютерный парк предприятия.

Хостинг — сервис, который предоставляет возможность размещать информацию на серверах в Интернете и обеспечивает к ней доступ через World Wide Web.

Хостинг-провайдеры — компании, которые предоставляют услуги хостинга, т. е. место на своем сервере для его использования клиентами и соединение с Интернетом для этого сервера. Хостинг-провайдеры могут также предоставить свои дата-центры для размещения серверов клиентов и обеспечить их подключение к Интернету.