В стране приступили к массовой «переделке» городов: новые плитка и освещение, лавочки и урны во дворах. Это требует немалых средств. Имеет ли смысл бизнесменам помогать властям в этом преображении?
В 2016 году в России стартовала масштабная госпрограмма, которая должна за 5 лет превратить улицы городов страны в комфортные участки городской среды. Проект планируется реализовать при активном участии бизнес-сообщества. Руководитель Центра городской экономики КБ «Стрелка» Елена Короткова рассказала на страницах Forbes Contributor, какой бизнес выиграет от грядущего преображения городов и когда это произойдет.
Проигравших нет?
По ее словам, в краткосрочной перспективе от программы выиграют производители строительных материалов. Динамику их производства можно проследить на программе благоустройства московских улиц: за первое полугодие в 2016 году выросло производство тротуарной плитки (+5,4%). Во II квартале 2017 года производство строительных материалов выросло на 5,5% по сравнению со II кварталом 2016 года. Участие в обновлении улиц станет, кроме того, честной рекламой для производителей стройматериалов, наглядно демонстрируя качество продукции.
Планируется преображать и дворы: избавить их от автомобилей, установить скамейки и урны, решить проблемы с освещением. Во дворах должны появиться современные выполненные со вкусом детские площадки. Это — еще одна ниша, так как растет спрос на благоустройство придомовых территорий по европейским стандартам, обеспечить который могут пока немногие. В новом бизнес-сегменте появляются и свои стартапы: в Екатеринбурге управляющая компания создала «конструктор подъездов», который позволяет смоделировать дизайн для подъезда типовой пятиэтажки и заказать ремонт.
Конечно, заинтересован в благоустройстве городов и девелопмент. Для застройщика коммерческой недвижимости затраты на благоустройство составляют около 5% от бюджета проекта, а состояние прилегающих территорий в итоге влияет на пул арендаторов, стоимость аренды и имидж компании. Городские власти могут предложить девелоперу дополнительные территории для благоустройства, например, обустроить парк рядом с новым бизнес-центром или жилым комплексом. Эти затраты — инвестиции в будущее и города, и девелопера, так как напрямую влияют на репутацию последнего.
По результатам исследования Центра городской экономики КБ «Стрелка» за год на благоустроенных улицах с 14% до 6% в среднем снизилось количество вакантных площадей, на неблагоустроенных — с 10% до 8%.
Для всех видов бизнеса, зависящих от пешеходного потока, принципиально, насколько благоустроена улица. Это уличный ритейл, сфера услуг, общепит — малое и среднее предпринимательство, ориентированное на непосредственный контакт с клиентом.
В Москве на благоустроенных улицах на 18% уменьшилось количество банков и салонов связи — эти сферы услуг все больше уходят в онлайн коммерцию. На их место пришли продуктовые магазины (+26%), салоны красоты (+23%), аптеки (+16%), магазины одежды (+10%) и общепит (+9%).
Благоустройство улиц решает проблему людского потока. Исследование московских улиц через год после благоустройства показало увеличение пешеходного потока в среднем на 14%, а в выходные дни, например, на Новом Арбате поток вырос на 56%. Появление новых точек притяжения может инициировать бизнес, и это не обязательно требует больших вложений.
Так барбершоп в Омске построил деревянную террасу для игры в настольный теннис вместо парковки, теперь на улице появилась локальная площадка для отдыха, привлекательная для местных жителей и потенциальных клиентов.
Как улица поможет малому бизнесу
Положительный эффект от городского благоустройства для малого бизнеса виден не сразу. Пока идут строительные работы, клиенты исчезают: на улице стоит пыль, шумно и громко. Из-за этого прибыль падает, так что предприниматели заинтересованы в том, чтобы работы были закончены быстрее и с минимальными потерями.
Замеры прибыли через год показали возврат к показателям до благоустройства – 70% и рост прибыли у 30%. Западные исследования фиксируют стабильный рост прибыли через 2-3 года после благоустройства.
Например, в 17 городах Калифорнии программа Main Street California длилась с 1985 по 2001 год, в результате продажи ритейла выросли на 105%, на 167% увеличилась рыночная стоимость коммерческой недвижимости, на 76% сократились пустующие коммерческие площади. После реконструкции Вандербильт-авеню в Нью-Йорке в 2008 г. продажи в магазинах, ресторанах и барах в первый же год выросли на 39%, а спустя еще два года — удвоились.
Работы по преображению города для бизнеса становятся еще и вкладом в социальный капитал. Есть специальные программы корпоративной социальной ответственности, направленные на улучшение качества городской среды, работают они и в моногородах.
Например, металлургический холдинг поддерживает фестиваль городской среды и культуры «Арт-Овраг» в Выксе, а производители стройматериалов помогают восстанавливать историческую городскую среду на фестивале «Том Сойер фест» в Самаре. Ротари-клуб в Омске запустил благотворительную акцию и на собранные деньги построил в городе парк для детей с ограниченными возможностями. Бизнесмен из Екатеринбурга на собственные средства сделал в городе экспериментальный газон, защищающий проезжую часть от загрязнения, потому что «устал от грязи в городе». Получается, что предприниматель, как и горожанин, является конечным «потребителем» благоустройства, но имеет больше возможностей изменить городскую среду.
Напомним, ранее DK.RU публиковал мнение Алексея Новикова, декана Высшей школы урбанистики. Эксперт уверен, что спальные районы очень вредят развитию бизнеса.
Спальные районы — бремя на экономике страны, в них не может расцвести малый и средний бизнес. Эти городские пространства доставляют бизнесу больше проблем, чем коррупция, — уверен Новиков.
В июле этого года высказывал свое мнение о том, как вложенные в обновление Москвы деньги помогут экономике города и работающим в нем предпринимателям, Павел Самиев, управляющий директор Национального рейтингового агентства. По его мнению, преображенный город должен радовать не только местных жителей, сколько туристов, в большей степени — иностранных. Именно они и будут приносить в будущем прибыль продавцам, владельцам кафе и так далее.
Красивые бульвары, хорошие дороги, уличное освещение, даже совершенно кажущиеся не функциональными элементы украшения города, парков, улиц — все это работает на экономику туризма в широком смысле. Это будущие доходы бюджета города, бизнесов в сфере услуг, транспорта, ресторанного бизнеса, развлечений. После преодоления какой-то невидимой планки уровня благоустройства город становится очень интересен туристам, и они тратят в нем свои деньги.
Отметим, по данным министерства культуры, за 2016 год число иностранных туристов в России выросло на 7%. Самым привлекательным для приезжих городом остается Москва: в 2016 году ее посетили более 17 млн туристов, из которых свыше 4,5 млн — иностранных.