«Если ты изначально не планируешь платить поставщикам ресурсов за то, что потребляют дома, то бизнес становится очень прибыльным. По сути, УК привлекает депозиты жителей, которые не надо возвращать».
Илья Сотонин, директор по развитию управляющей компании «Лига ЖКХ»:
— Судя по моему опыту, управляющая компания не приносит золотых гор и вообще это далеко не легкий бизнес. Главный вопрос связан со структурой отношений с поставщиками ресурсов — воды, газа, тепла, электричества. Пример: дом потребил тепла на 1 млн руб. И ресурсники выставляют счет на этот миллион. Управляющая компания начисляет в квитанциях жильцам тот же 1 млн — делать наценку на коммунальные ресурсы нельзя. Но платеж за ЖКХ для части жителей — не первая статья расходов. В результате появляется разрыв между тем, что компания должна заплатить поставщику ресурсов, и тем, что ей удалось собрать с жильцов.
Этот разрыв — главный риск для УК.
Почему же тогда УК пользуются такой популярностью как бизнес, за что держатся и почему ни в какую не передают дома выбранной жителями компании? Ответ прост: то, что является для нас основной проблемой, для некоторых УК, наоборот, выглядит как причина работать на этом рынке.
Если ты изначально не планируешь платить поставщикам ресурсов за то, что потребляют дома, то бизнес становится очень прибыльным.
По сути, УК привлекает депозиты жителей, по которым не нужно платить проценты и которые не надо возвращать обратно.
Когда же долги перед поставщиками растут до некрасивых размеров в сотни миллионов рублей, управляющие компании пользуются тем, что относятся к категории так называемых «неотключаемых». То есть если промпредприятию можно отрезать теплоснабжение хотя бы через полгода со дня образования задолженности, то в многоквартирном доме механизм отключения вообще не предусмотрен — даже в случае воровства посредников. Причем эта цепочка неплатежей приводит к другой проблеме — росте долгов генераторов электричества перед поставщиками газа.
В конце концов УК-должники переводят дома на новое чистое юридическое лицо, а старое закрывают. И снова есть время, чтобы «заработать».
Становится понятно, почему на рынке, где можно так зарабатывать деньги, идет борьба. Причем не с помощью улучшения услуги для клиента и нормальной конкуренции.
За последние месяцы сразу две управляющие компании Екатеринбурга стали действовать по такой схеме: с 1 января почти 400 домов в Чкаловском районе перешли от УК с одним названием к конторе с похожим именем. Ранее первая фирма ушла в процедуру банкротства, и во время судебных разбирательств выяснилось: она накопила больше 600 млн руб. долгов перед поставщиками ресурсов. Пока ресурсники разбираются с УК в качестве кредиторов, новая контора, у которой учредители те же самые, заключает договоры на те же услуги. Параллельно еще одна екатеринбургская УК ведет работу, чтобы перевести свои дома на компанию, зарегистрированную недавно.
Радует, что государство задумалось об этой проблеме. Осенью в Госдуме примут закон, по которому жители станут платить за тепло и горячую воду напрямую поставщикам, без лишнего посредника в виде УК. Средства будут сразу поступать на счета поставщиков тепловой энергии, по аналогии с электричеством, газом или телефоном.
В результате, через управляющие компании перестанут проходить огромные «чужие» деньги, которые есть соблазн присвоить.
А за уборку в подъезде, во дворе, обслуживание инженерных систем жители продолжат платить управляющей компании, которая как раз эти услуги и предоставляет.
Думаю, при такой схеме работы с рынка уйдут компании, у которых нет цели улучшать услугу. Им станет неинтересно работать с той доходностью, которая возможна на рынке без применения странных схем. И тогда мы увидим, как изменится сфера обслуживания жилых домов в лучшую сторону, и, как следствие, станут лучше сами эти дома.