Чем ремонт автомобилей выгоднее натяжных потолков? В первом случае один и тот же клиент будет приезжать к вам регулярно, во втором — вы увидите его лишь однажды. На что еще обратить внимание?
Открыть свой бизнес хотят почти 2/3 россиян. Но как выбрать сферу деятельности? О том, на какие факторы ориентироваться, «Русбейс» рассказала сооснователь сети умных автосервисов «Вилгуд» Барно Турсунова. DK.RU выбрал из интервью главное.
Мы с мужем искали такую отрасль, которая бы не зависела от экономических кризисов, в которой бы не было крупных игроков и монополистов и было бы большое пространство для роста. Свой выбор мы остановили на авторемонтной отрасли. Семь лет спустя в нашей сети более 100 точек, огромное количество сотрудников и оборот 1,8 млрд рублей в год.
Устойчивость к кризису
К сожалению, российская экономика подвержена кризисам и падениям. 2008 год научил нас тому, что спрос очень сильно зависит от колебаний курсов валют и экономического благополучия. Поэтому выбирая сферу деятельности, подумайте, насколько она будет «проседать», если внезапно случится очередной кризис.
В случае с автосервисом мы рассуждали просто — в кризис люди перестают покупать новые автомобили, предпочитая отдавать в ремонт свой старый автомобиль, а значит, у нас всегда будет работа, несмотря ни на что.
Отсутствие монополистов и крупных игроков
Конкуренция — не только драйвер развития бизнеса, но иногда и серьезное препятствие. Поэтому выбирая нишу, проанализируйте имеющуюся в публичном поле информацию — не собираются ли в интересующую вас нишу приходить крупные компании. Помочь с этим может как российская, так и зарубежная деловая пресса, а также аналитические отчеты, прогнозирующие развитие региональных сегментов определенных сфер экономики.
Возможность поиска клиентов с большим LTV
Привлечение первичного клиента всегда стоит бизнесу дороже, чем работа с постоянным клиентом. Выбирая сферу, подумайте — вернется ли к вам ваш покупатель больше, чем один раз.
Например, если вы хотите заняться натяжными потолками, будьте готовы к тому, что вам придется потратить большое количество денег на маркетинг, постоянно привлекая новых клиентов, ведь это единовременная услуга. В то же время ремонт автомобилям требуется периодически и, оказав услуги высокого качества клиентам в первый раз, вы увеличиваете шансы того, что они вернутся к вам снова.
Цикл продаж
Открывая бизнес в первый раз, легко забыть о таком показателе, как цикл продаж. Однако если ваш бизнес предполагает длинный промежуток между продажей услуги или продукта и получением денег, это может стоить вам компании, особенно на начальном этапе. Поэтому начинающим предпринимателям я рекомендую начинать со сфер с коротким циклом продаж.
Масштабирование
Залог успеха любого бизнеса — это прогресс и рост. Поэтому, выбирая нишу, подумайте — сможете ли вы обеспечить своей компании развитие из года в год. Для этого вам необходимо оценить «узкие» места — те факторы, которые будут препятствовать масштабированию.
Это может быть недостаток персонала (для развития бизнеса вам придется нанимать все больше и больше людей), необходимость закупки дополнительного оборудования или даже ваша собственная экспертиза (в сутках по-прежнему всего 24 часа и, если ваш бизнес зависит от ваших знаний, скорее всего, рост замедлится, как только вам начнет не хватать времени).