«Главное — широкое покрытие города свободными авто. Это важнее демпинга. Ведь дешевого такси вы готовы подождать лишние 15-20 минут, а идти 3 км до машины дешевого каршеринга вряд ли кто-то будет».
В Екатеринбург официально зашла федеральная компания «Делимобиль», которая специализируется на каршеринге, — сервис позволяет поминутно арендовать машину с помощью мобильного приложения. Зарегистрированный пользователь видит на карте ближайшие доступные авто, «активирует» нужный и пользуется им, сколько необходимо. После водитель может оставить машину на парковке.
Екатеринбург стал третьим региональным городом после Уфы и Нижнего Новгорода, куда распространилась экспансия «Делимобиля» — известно, что в первую очередь сервис заходит в мегаполисы, где в этом году пройдут игры футбольного чемпионата мира. Гендиректор компании Леонид Сысоев в интервью DK.RU рассказал, как «Делимобиль» планирует развиваться на Урале, что будет делать с клиентами-вандалами и клиентками-неопытными водителями, а также начинать ли таксистам города панику.
Анонсируя приход в Екатеринбург, вы говорили, что тариф здесь будет ниже, чем в Москве. Однако недавно стало известно, что компания ввела единую тарификацию для всей страны — 7 руб. за минуту. Насколько это оправдано, учитывая разный уровень дохода в столицах и регионах? Кроме того, для регионалов каршеринг непривычен — возможно, стоило снизить расценки на этапе знакомства с сервисом, привыкания к нему?
— Мы говорили о том, что тариф будет ниже текущего московского — на тот момент 8 руб. в минуту, и сдержали слово. Но мы решили сделать подарок не только екатеринбуржцам, но и остальным нашим пользователям. В результате, в новых единых тарифах базовая стоимость аренды снижена до 7 руб. за минуту и лимит ответственности при повреждении сократился со 150 тыс. руб. до 25 тыс. А в тарифе «Сказка» цена минуты сократилась с 10 до 8 руб., взыскание с водителя при ДТП полностью отменено. Такого на рынке каршеринга еще не было.
Что касается различий между Москвой и регионами, то не стоит забывать, что в столице и загрузка дорог выше, и расстояния больше, а следовательно, и среднее время поездки и ее стоимость будут больше.
Какие у вас цели по Екатеринбургу: на какие показатели планируется выйти в конце года — оптимистичный, реалистичный и пессимистичный прогноз? При каких условиях удастся выполнить запланированное?
— Мы надеемся, что жители города оценят комфорт и удобство каршеринга. На начальном этапе будут работать 50 автомобилей Hyundai Solaris, и если услуга окажется востребованной у горожан, то мы увеличим автопарк до нескольких сотен машин.
Нет ли опасений, что люди не захотят пересаживаться на незнакомый сервис и будут продолжать пользоваться такси — тем более, это просто и недорого благодаря Uber и прочим игрокам? Вообще кто ваша основная целевая аудитория — мамаши, которые возят детей по секциям, гости города...?
— Наша целевая аудитория — это люди, которые умеют считать деньги и пользуются теми видами транспорта, которые им выгодны. Могут поехать на общественном транспорте, могут на такси, а могут взять каршеринг — в зависимости от задач и маршрута. По нашей статистике, средний возраст пользователей 25-45 лет, чаще всего это специалисты и руководители среднего звена. Среди них преобладают мужчины (75-80%), но и количество женщин в последнее время растет.
Как и в случае внедрения любой новой технологии, первыми ее начинают использовать инноваторы, но по мере распространения постепенно вовлекаются и становятся пользователями и рядовые потребители.
Помимо столиц вы представлены в Уфе и Нижнем Новгороде — оправдались ли ожидания там? Заметили ли вы региональную специфику — возможно, в разных городах отличается поведение людей, отношение к каршерингу, культура вождения, может быть, склонность к вандализму где-то выше? Чего ожидаете от уральских клиентов?
— Об итогах работы в Уфе и Нижнем Новгороде говорить пока рано, но темпы роста в обоих городах нас радуют. Мы надеемся, что в дальнейшем показатели их работы будут сравнимы с Санкт-Петербургом. Определенная специфика, конечно, присутствует, но связана она больше с ритмом жизни и с ее укладом, чем с культурой, которая во всех регионах достаточно высока. А что касается вандализма — такие случаи случаются и в столицах. Но, на мой взгляд, это вопрос времени — общество меняется, и, я думаю, такое явление рано или поздно уйдет в прошлое. Мы уверены, что уральские пользователи будут внимательными и аккуратными водителями.
Вообще часты ли случаи, когда клиенты что-то ломают, портят — отношение к чужому отличается от отношения к собственности? Как вы поступаете в таких случаях? Знаю, вы выступаете за создание черного списка недобросовестных пользователей каршеринга. Расскажите поподробнее, кого туда следует вносить, по-вашему, и не получится ли так, что в список попадет большинство клиентов — работать будет не с кем?
— Всегда есть хорошие и ответственные пользователи, с которыми приятно работать, и есть недобросовестные, которых гораздо меньше. Мы боремся с хулиганами и вандалами при помощи штрафов, а кроме того, у нас своя служба безопасности, которая сотрудничает с полицией и расследует более сложные случаи.
Мы действительно выступаем за создание единого черного списка клиентов каршеринговых компаний, но вносим туда, в первую очередь, водителей, нарушающих правила и задержанных за рулем наших машин в состоянии опьянения. Цель этого списка — минимизировать проблемы, которые такие водители создают окружающим.
Столичные автомобилисты рассказывают, что предпочитают на дорогах держаться подальше от каршеринговых авто — по их словам, за рулем часто сидят неопытные дамочки, которым нужно нарабатывать водительский опыт, или ребята, только получившие права — молодые, горячие, любящие погонять. Отсюда повышенный риск аварий с участием клиентов каршеринга. Так ли это, по-вашему?
— Мы о «Делимобиле» от столичных автомобилистов такого не слышали. По нашим правилам сервисом могут пользоваться люди старше 21 года и имеющие стаж вождения не менее двух лет. Но в реальности большая часть пользователей гораздо старше и с куда большим опытом вождения. И водят они аккуратно, процент ДТП с нашими машинами в 2017 г. составил менее 0,04% от общего числа поездок. При этом ни одна авария не была тяжелой и не сопровождалась человеческими жертвами.
Да, есть попытки сесть за руль машин и со стороны молодежи, не имеющей прав, и водителей, лишенных права управления, для чего используются краденые аккаунты. Однако мы пресекаем эту практику, используем жесткие методы идентификации клиента, включая личное подписание договора. Кроме того мы принципиально не наполняем парк полуспортивными автомобилями, чтобы не привлекать любителей погонять, а используем комфортные семейные машины. Наконец, система мониторинга, установленная на каждом автомобиле, контролирует стиль вождения и в первую очередь скорость. Лихач очень быстро оказывается в черном списке.
Статистически нельзя даже сказать, что именно у каршеринга присутствует повышенный риск аварии. ДТП с участием каршеринговых машин далеко не на первом месте. Например, риск попасть в аварию в такси гораздо выше — по данным «АльфаСтрахование», водители такси попадают в ДТП в среднем в пять раз чаще обычных автовладельцев. А рекордсменом, кстати, является один таксист — он побывал в авариях 14 раз за полгода на одном автомобиле, что на каршеринговой машине, как вы понимаете, было бы просто невозможно.
Вы начали сотрудничество с Renault, автопарк пополнили модели Kaptur плюсом к базовым Hyundai Solaris. Расскажите, на каких условиях вы сотрудничаете с автопроизводителями и планируется ли расширение линейки за счет еще каких-то брендов? Также знаю, что в Москве есть возможность поездить на каршеринговом Audi TT — будет ли подобное предложение в регионах, в частности, в Екатеринбурге?
— В ближайшее время расширения модельного ряда мы не планируем, хотя переговоры с компаниями-производителями автомобилей ведутся. Ауди ТТ есть пока только в Москве, но, возможно, в будущем машины премиум-класса появятся и в регионах.
Пока уровень конкуренции в каршеринге в стране не слишком высок, однако в какой-то момент другие участники рынка тоже пойдут в регионы и, вероятно, будут демпинговать. Есть ли у вас стратегия на такой вариант развития событий? Когда, по-вашему, это может произойти?
— Да, такое, конечно, когда-нибудь произойдет, и мы готовы к честной конкуренции. В последние годы мы видели стремительный рост каршеринга в столицах, и я полагаю, что это только начало. Завоевав Москву и Санкт-Петербург, каршеринг стремительно движется в регионы, число компаний, работающих на этом рынке, будет расти.
Наша стратегия — хороший сервис, простота и удобство для пользователей, а главное — широкое покрытие города свободными автомобилями. Эти факторы важнее демпинга. Ведь если дешевое такси вы готовы подождать лишние 15-20 минут, то идти лишние три километра до машины дешевого каршеринга вряд ли кто-то будет.
В целом, к чему должен прийти рынок каршеринга в России — возьмем перспективу пяти лет? Насколько реален отказ людей от собственных авто? Готовы ли вы лично отказаться от своей машины и пользоваться в основном каршерингом — сейчас и в перспективе?
— Я полагаю, что будущее за поминутной арендой, и в ближайшие пять лет каршеринг станет мейнстримом для всех крупных городов, имеющих большой трафик. Опробованная в Москве модель снижения числа личного автотранспорта в городском потоке, скорее всего, пойдет и в регионы, а значит, стоимость использования личного автомобиля с каждым годом будет расти. Уже сейчас, если вы посчитаете годовые затраты на содержание и обслуживание своего авто, то неприятно удивитесь. По нашим оценкам, личный автомобиль может стоить владельцу от 70 до 300 тыс. руб. в год, при этом используется он не больше 5% времени. А ведь эти деньги можно положить в банк под проценты или использовать на более важные нужды. А при необходимости использовать каршеринговый автомобиль и платить только за реально использованное время.
Как показал недавний опрос, 60% наших пользователей имеют свой автомобиль и 30% готовы от него отказаться в пользу каршеринговых сервисов — то есть, каршеринг уже начал вытеснять личный транспорт. У меня у самого есть авто, и я люблю ездить на нем по выходным, но не исключаю, что через какое-то время полностью откажусь от него.
Фото: Александр Исаев