Меню

Как платить инженеру?

Илья Авербах генеральный директор ЗАО «Тяжпромэлектромет» В 90-е гг., когда заказов от промышленных предприятий не стало, лучшие инженеры ушли в бизнес или уехали за рубеж. За несколько лет вынуж

Илья Авербах

генеральный директор
ЗАО «Тяжпромэлектромет»

В 90-е гг., когда заказов от промышленных предприятий не стало, лучшие инженеры ушли в бизнес или уехали за рубеж. За несколько лет вынужденного бездействия в проектных организациях появился кадровый вакуум. Выжили только те отраслевые институты, которые ввели систему взаимозачетов или создали параллельные коммерческие структуры. «Тяжпромэлектромет» сохранил свой потенциал, превратившись в комплексную инжиниринговую фирму западного типа. Сегодня наша компания считается успешной. Но трудностей хватает и тем, кто развивается, и тем, кто едва сводит концы с концами. Прежде всего это дефицит молодых конструкторов.

Работы много, а выполнять некому

Еще при советской власти проектировщикам, считавшимся вспомогательным персоналом, платили меньше, чем рабочим базовых отраслей. Тогда профессия инженера открывала другие возможности. Крупные машиностроительные предприятия командировали своих специалистов за границу — помогать развивающимся странам. За одну поездку инженер мог заработать на автомобиль. Сегодня единственным эквивалентом труда проектировщика остается заработная плата. У молодых специалистов она невелика. С одной стороны, это логично: начинающий инженер не может получать $1000, а чтобы набраться опыта, ему придется много и упорно трудиться. Выпускники вузов предпочитают путь наименьшего сопротивления. В 1992 г ., когда развал системы только надвигался, все понимали, что лет через десять конструкторов будет не найти днем с огнем. Теперь же бросается в глаза колоссальный разрыв в возрасте между молодыми специалистами и сотрудниками, работавшими еще в 80-е гг. Большинству ГИПов (ГИП — главный инженер проекта) сейчас далеко за пятьдесят. Складывается парадоксальная ситуация: каждый из них перегружен работой, занимаясь одновременно пятью проектами. Нам требуются новые кадры, но как их привлечь? Чтобы ситуация изменилась, необходимо создать законодательную базу, заинтересовать инвесторов в отечественных разработках. Наверное, так и будет. Но мы не можем ждать у моря погоды.

Необходима система компенсаций

Мне кажется, нам просто не хватает внутренней сплоченности. У государства нет обязательств перед своими производителями и поставщиками инженерных услуг. А западные компании при возможности оказывают друг другу протекцию. Скажем, иностранные банки предоставляют нашим фирмам кредиты при условии, что 85-90% средств пойдет на закупку западных технологий и оборудования. Тем самым они поддерживают своего производителя. Почему бы и нам не выдвинуть свои условия западным компаниям и не продумать систему сотрудничества на взаимовыгодных началах? Мы могли бы взять пример с торговцев оружием, использующих так называемые офсетные программы. Их клиенты, помимо низких цен, требуют для своих стран дополнительные условия. «Если хотите, чтобы мы купили ваши самолеты, — говорят они, — постройте нам аэродром за свой счет». С некоторых пор страны-покупатели пошли еще дальше — они рассчитывают на прямые инвестиции в экономику. Этот опыт можно использовать. Судите сами. Проектным институтам необходимы заказы от заводов и квалифицированные инженеры, а заводам — оборудование. Объединив усилия, они могут заключить между собой соглашение и потребовать у иностранных производителей дополнительных денег. Например, предложить западным компаниям, заинтересованным в продвижении своего оборудования на российском рынке, доплачивать нашим инженерам, которые будут вписывать новые технологические линии в старые помещения. По принципу: мы покупаем ваше оборудование, вы — финансируете работу наших проектантов. Тогда мы решим несколько проблем. Прежде всего привлечем в проектные организации молодых специалистов. Внедряя западные технологии и оборудование на отечественных заводах, они приобретут необходимый опыт, а когда экономика стабилизируется, у них появится шанс делать собственные проекты. Нас ждут большие испытания.

Западный инжиниринг в России — уже реальность. Транснациональные корпорации рассматривают предоставление технических услуг как один из способов проникновения в экономику других стран. До недавнего времени последним козырем наших конструкторов оставалось знание промышленных объектов. Они выполняли привязку новых и реконструированных производств к местности, а также проекты, связанные с энергоснабжением и инженерными коммуникациями. Однако рейдерская атака в декабре 2005 г. на ОАО «Гипромез» (Москва), в ходе которой пропала вся архивная документация, показала, что мы можем потерять и эту нишу. По некоторым данным, заказчиками кражи стали зарубежные конкуренты. Это значит, что борьба идет всеми способами, в том числе неэкономическими. Каким будет «наш ответ Чемберлену»?

 

МНЕНИЕ: ЗА

Валерий Зеленцов

генеральный директор ЗАО «Тяжпромэлектропривод»:

— Я разделяю и поддерживаю идею о поиске обоюдовыгодных условий для сотрудничества с западными поставщиками. Если уж мы работаем на иностранном оборудовании, было бы неплохо, чтобы фирмы оплачивали нашим проектным институтам хотя бы часть инжиниринговых услуг.

Понятно, это временное решение проблемы. Вероятно, оно не единственное и есть иные варианты. Суть в другом. Мы должны переломить негативную тенденцию, связанную с дефицитом молодых конструкторов. Иначе, как говорил классик, прервется связь времен.

Еще несколько лет, и молодых конструкторов будет некому учить. Поэтому политика нашей организации — делать ставку на молодежь, брать выпускников вузов по нашей специальности, чтобы успеть выучить их, пока не ушли профессионалы. Новое поколение быстро осваивает технологии, но способность проектирования приходит только с опытом.

Мы берем на себя определенный риск, когда даем свободу действий специалистам с опытом работы от двух лет: в действительности для формирования необходимых навыков требуется от четырех до пяти лет. Иначе у нас ничего не получится — Россия окончательно превратится в банановую республику.

 

МНЕНИЕ ПРОТИВ:

Александр Адоньев

технический директор ЗАО «Энергопром­сервис»:

— На рынке инжиниринговых услуг наша компания молодая, и мы на себе испытали все бремя перестроечных времен. Но сейчас ситуация изменилась. В Екатеринбурге квалифицированный проектировщик получает неплохую зарплату, в среднем от 20 тыс. руб.

Мы давно перешагнули порог интеграции с мировой экономикой. Если придут западные инжиниринговые компании, мы будем с ними конкурировать. Не нужно бояться конкуренции — она ведет к профессионализму. Китай — великолепный пример того, как люди, не имея собственной техники, закупают современные технологии и выходят на рынок. Так что лучше со всеми этими итальянцами, бразильцами работать, конкурировать и учиться у них…

Выдвигать свои условия западным инвесторам означает создавать барьеры для внешнего пространства, а в итоге для самих себя. Более эффективный подход — выходить на равные конкурентные торги и работать по общемировым правилам. Банки кредитуют предприятия открытого типа с прозрачным финансовым механизмом и менеджментом.

Развитие отечественных инноваций зависит в первую очередь от готовности менеджмента работать в условиях современного рынка. Сейчас не только перед проектными организациями, но и перед всей страной стоит одна задача — создать рыночную экономику, функционирующую по цивилизованным законам.

Безусловно, следует вкладывать средства в развитие нашего интеллектуального потенциала и учиться задавать свои правила игры, но для этого необходимо воспринять западный опыт управления и финансов. Не надо ориентироваться на страны третьего мира, которые, как Египет, вводят 100-200% пошлины на ввозимое оборудование.