Проблему инженерных кадров недостаточно решать на уровне вузов, только совершенствуя учебные программы. Настоящий прорыв - успешная работа с подростками, которая активно налаживается ТУ УГМК.
В последние годы Министерство образования и науки России активно увеличивает количество бюджетных мест на факультетах инженерной и технической направленности. У молодежи появляется все больше возможностей для доступного, нередко бесплатного, обучения по востребованным специальностям «инженерного блока». Однако среди российских выпускников большей популярностью продолжают пользоваться гуманитарные специальности. Это подтверждает и статистика выбора предметов для сдачи ЕГЭ. В 2017 г. ЕГЭ сдавали 703 тыс. школьников, из них более половины (358 тыс.) выбрали обществознание (необходимое условие поступления в вузы на гуманитарные специальности), а, к примеру, физику лишь 26%. В Свердловской области количество выбирающих ЕГЭ по физике в последние три года находится на одном уровне – около 26%. По итогам приемной кампании в 2016 г. конкурс на инженерно-технические специальности был ниже конкурса на бюджетные места в среднем. Самые популярные – экономические специальности и направления, связанные с иностранными языками и международными отношениями. Очевидно, что для такого промышленного региона, как Свердловская область, этого недостаточно – не позволяет решать задачу воспроизводства инженерных кадров.
В чем причина такой ситуации? К сожалению, сегодня мы пожинаем плоды девяностых и двухтысячных, когда престиж профессии инженера был практически нивелирован. Репутация тяжелой и безденежной работы с медленным карьерным и профессиональным ростом прочно закрепилась за инженерной сферой в среде молодежи. Реальность давно не соответствует этому мифу, и сейчас назрела необходимость менять ситуацию и в плане подготовки инженерных кадров, и в плане формирования репутации этой группы профессий.
Бизнес в этом вопросе, очевидно, опережает государство. Так, в 2013 году был создан Технический университет УГМК – первый частный вуз с преимущественно прикладным образованием. Однако только успешная работы ТУ УГМК не может решить проблему кадрового голода, ведь «инженерное мышление» и отношение к профессии формируются задолго до высшей школы. Почва для развития инженерного мышления – любознательность, открытость к новому, желание что-то понять и улучшить – должны поощряться и развиваться с малых лет.
Осознание этого подвело ТУ к необходимости создания «инкубаторов инженерных мозгов» – подшефных инженерных классов. И здесь важно правильно увязать между собой предприятие, вуз и школу, чтобы успешно знакомить школьников с профессией инженера. Действовать ненавязчиво, но полноценно и эффективно.
«Первый вопрос, на который надо было ответить: где искать ребят, наиболее способных и подготовленных к успешному освоению учебных программ инженерного класса, а в дальнейшем и программ высшего профессионального образования технического профиля? Главным источником стали технические конкурсы. Например, в конкурсе юных инноваторов «Урал-иннова» в апреле 2017 года ТУ УГМК выступил в качестве принимающей стороны, что позволило нам увидеть и оценить «кухню» подобных мероприятий», – комментирует Ольга Смирнова, начальник управления по работе с персоналом ООО «УГМК Холдинг», автор и координатор проекта «Инженериада УГМК».
Постепенно созрело желание организовать свой собственный конкурс по своим правилам – Инженериаду УГМК. По нашим задумкам конкурс будет проходить в течение всего учебного года, и состоять из трех этапов. Отборочными площадками станут наши предприятия в 11 субъектах РФ в лице экспертов и наставников, которыми выступят технические руководители и специалисты заводов. Учащиеся 5-11 классов, сумевшие пройти испытание производственников, будут приглашены на очный тур в ТУ УГМК. Конкурс для участников проводится бесплатно.
«Победителей Инженериады ждут не только ценные подарки. Например, для выпускников предусмотрены дополнительные возможности подготовки к поступлению в ТУ УГМК, а ребята помладше смогут пройти обучение в летней инженерной обучающей смене УГМК. Наш проект дает возможность в малых городах проводить работу по выявлению и развитию в школьниках интереса к техническому творчеству, что в дальнейшем способствует их профессиональному самоопределению. Для этого мы объединяем усилия в рамках государственно-частного партнерства», – говорит г-жа Смирнова.
Для крупного уральского бизнеса подобные образовательные проекты – это прямые инвестиции в успех кадровой политики. Ведь те мотивированные и заинтересованные молодые люди, которые пройдут подобные проекты сегодня, уже через 5-7 лет станут кандидатами для приема на работу на предприятия.