Чем коворкинг отличается от обычного офиса в бизнес-центре, и в чем разница между бургер-баром и рестораном? Как предприниматель Андрей Фролов запустил нетипичные для Екатеринбурга бизнесы.
Предприниматель Андрей Фролов, сын экс-владельца банка «Северная казна» Владимира Фролова, когда-то строил карьеру в банке. Он руководил офисом «Казны» и, по собственному признанию, «стал причиной рек слез у подчиненных» — требовал высокое качество сервиса. Теперь у него свои бизнесы в разных сферах. Первым появился коворкинг «Соль» — коллективное рабочее пространство, которое сдается в аренду. В прошлом году предприниматель начал развивать монопродуктовые бары «Огонь», специализирующиеся на бургерах. В текущей экономической ситуации пессимизма г-н Фролов не испытывает: вместо ежедневного мониторинга нефтяных котировок и курсов валют он предпочитает заниматься тем, чем может управлять сам.
«Мы не остановились, чтобы «стричь бабки»
Прежде чем заняться бизнесом в сфере недвижимости и общепита, Андрей Фролов поработал в банковской сфере, в частности, в Банке24.ру и сервисе для предпринимателей «Кнопка». Коворкинг «Соль» он запустил в октябре 2013 г. на собственные средства. В «Соли» можно арендовать рабочее место или переговорную комнату и место для мероприятий. Сдаются и небольшие офисы — это отдельное направление бизнеса. При этом изначально проект был рассчитан на фрилансеров — сейчас основатель «Соли» говорит, что это было основной ошибкой: клиентами оказались прежде всего малые предприниматели.
«Похоже, что типичный офис бизнесменов уже не особенно интересует, и они пытаются найти что-то другое. К тому же предпринимателей больше, они генерируют постоянный доход, и поэтому в состоянии платить аренду», — считает г-н Фролов.
В коворкинге разместились представители разных сфер. И айтишники — наиболее ожидаемые клиенты, и руководители небольших бизнесов с малым числом сотрудников, которые, например, администрируют строительные бригады и что-нибудь согласовывают. Или контролирует небольшую группу специалистов, которые работают на западную компанию. В «Соли» работают архитекторы, ИТ-специалисты, дизайнеры и представители других профессий.
«Предприниматели очень общительны, они всегда за «движуху», которая дает их бизнесу перспективы и позволяет заработать. Поэтому они легко находят контакт, общаются друг с другом и создают проекты. К тому же они находятся в среде таких же людей, а не каких-то инертных созданий, которые мыслят совершенно иными категориями», — рассказывает он.
Арендовать рабочее пространство в «Соли» обойдется дороже, чем в бизнес-центре. Это обусловлено иным подходом: бизнес-центры, как правило, предоставляют квадратные метры, но клиенту нужны не только площади, объясняет Андрей Фролов:
«Если у тебя есть офис, ты сразу заморачиваешься покупкой мебели, а так как не являешься специалистом в эргономике и дизайне, покупаешь то, что дешевле. После двух переездов мебель разваливается и приходится покупать новую. Тут же — принтеры, компьютеры, если дела идут хорошо — кофеварку. Самое главное — тратится время, которое можно было бы потратить на создание чего-то хорошего в бизнесе».
Фото: Игорь Черепанов / DK.RU
Коворкинг дает не столько квадратные метры, сколько офис со всей необходимой для работы инфраструктурой.
«Мы можем оптимизировать свои затраты на масштабе закупок и предоставляем своим клиентам полный перечень того, что нужно для бизнеса. Они не запариваются за интернет, бумагу и картриджи, а занимаются бизнесом, и поэтому платят нам не за квадратные метры. Это тренд — услуги становятся все более комплексными, и все проще удовлетворять именно комплексные потребности», — добавляет предприниматель.
Точный размер вложений в проект Андрей Фролов не называет, но говорит, что они сравнимы со средней стоимостью квартиры в Екатеринбурге. В городе есть и другие коворкинги, но серьезной конкуренции не ощущается, говорит он.
«Мы делали проект на собственных площадях, и если из финансового результата вычесть стоимость аренды — ренты мне как собственнику — мы в плюсе. Думаю, что срок окупаемости «Соли», скорее всего, наступит этим летом, то есть составит примерно 2,5 года. Планировали раньше, но кризис внес корректировки. В целом мы ни разу не пожалели, что занялись этим бизнесом».
В «Соли» есть не только коворкинг, но и небольшие офисы с обслуживанием. По словам г-на Фролова, этот проект оказался проще, чем коворкинг, и более доходным. Он должен окупиться менее чем за два года.
Фото: Игорь Черепанов / DK.RU
В прошлом году «Соль» попала в число лучших коворкингов в мире по версии блога Indiewalls.com за неоклассический дизайн. А журнал Inc включил в свой топ и ее рабочие пространства, которые разделены на мини-офисы.
«Мы не остановились в какой-то момент, чтобы «стричь бабки», а решили оглянуться и посмотреть, что происходит в мире, как можно улучшить проект? Достаточно быстро поняли ошибки в концепции, кое-что изменили и попали в топы лучших рабочих пространств мира»,— рассказывает г-н Фролов.
Задать «Огня»
В мае 2015 г. Андрей Фролов запустил бургер-бар. Монопродуктовое заведение расположилось в центре города — в здании бывшей типографии «Уральский рабочий» и получило название «Огонь». Спустя полгода появился второй» ресторан с таким же названием — напротив Ж/Д вокзала, в здании «Маринс Парк Отель». Это осмысленные проекты, ориентированные на изменения, которые уже произошли на рынке или произойдут в ближайшее время, уверен предприниматель Каждый человек хочет, чтобы у него был ресторан и имеет собственные представления, как он должен быть устроен. В этом желании было что-то иррациональное, говорит Андрей Фролов. Тем не менее это еще и диверсификация: когда в недвижимости спад, можно заняться общепитом — есть люди будут всегда.
«В прошлом году множество ресторанов ушли с рынка. Спрос из высокой ценовой категории плавно перетекает в более низкую. То есть клиентура заведений уровня выше среднего постепенно переходит в средний сегмент, потому что у людей становится меньше денег. Те, кто ходил в дешевые забегаловки, вообще стали есть дома. Мы учитывали эти тенденции», — говорит г-н Фролов.
Бургеры на самом деле недороги в производстве, и к тому же для них используются в основном отечественные продукты, продолжает он:
«Мало кто заказывает для бургеров австралийскую говядину — все ориентируются на местных производителей, тем более что у нас есть крупные компании, которые научились производить мясо достаточно высокого качества. Поэтому стоимость нашего продукта мало привязана к доллару, и, в отличие от многих других ресторанов, мы можем сохранять более низкие цены» (средняя стоимость бургера в «Огне» — 300 рублей).
По сути ресторан — это конвейер: чем меньше структура предложения, тем проще он работает.
«Мы сделали так, что наши рестораны с точки зрения кухни устроены очень просто, и это позволяет нам иметь себестоимость ниже, чем у конкурентов. Плюс у нас меньше персонала, проще структура потребляемых продуктов, соответственно, мы являемся более крупными заказчиками для наших поставщиков и можем влиять на снижение цен», — говорит Андрей Фролов.
Первый «Огонь» был запущен в конце мая, его бюджет также сравним со средней стоимостью квартиры в Екатеринбурге. Бюджет на запуск второго ресторана оказался примерно таким же, хотя само заведение больше: удалось сэкономить за счет появившегося опыта, а на рынке стало гораздо больше предложений.
«Оба «Огня» были открыты уже в условиях резкого падения арендных ставок. Поэтому те места, где появились заведения, два года назад были заняты, и никто даже мечтать не мог о том, что они освободятся. Сейчас можно ткнуть пальцем в любое место в городе: «Хочу быть здесь», и, уверен, запросто арендовать помещение. Для ресторанов это очень существенно. В наших расходах доля аренды не столь значительна», — отмечает предприниматель.
Удалось сэкономить и на приобретении оборудования. В условиях убытков и закрытия многие собственники были готовы расставаться с ним за копейки, чем и воспользовалась команда «Огня» при запуске.
«Когда это было существенно для бизнеса, мы покупали новое оборудование, а когда могли сэкономить — брали б/у. На клиентах это не отражается. Мы помогли выйти из ресторанного бизнеса очень многим людям, купив их оборудование, приняли людей, которые когда-то работали в других ресторанах. Конечно, все это обошлось в разы дешевле, чем стоило до кризиса», — добавляет владелец заведений.
Сейчас оба ресторана приносят достаточно существенный денежный поток, говорит Андрей Фролов. Он планирует открыть в Екатеринбурге еще один «Огонь» в необычном формате, но в каком и где, пока не говорит.
Фото: Игорь Черепанов / DK.RU
Пока главная цель на 2016 г. — сделать в заведениях лучший сервис среди ресторанов средней ценовой категории, заявляет владелец «Огня». Качество сервиса планируется значительно улучшить Его уровень тяжело измерить, но работы над этим уже начались, добавляет он.
С одной стороны, есть опасения, что специалистов переманят, признается г-н Фролов, с другой, необходимо создать кузницу кадров, чтобы весь бизнес не зависел от одного человека, который умеет классно обслуживать клиентов. Будем воспитывать новых официантов и создавать условия, чтобы люди оставались работать, отмечает он. Наконец, заведения требуют постоянных доработок:
«Если вы перфекционист и хотите открыть свой ресторан, то лучше этого не делать. Постоянно что-то не так, как вам хотелось бы».
«Огненная критика»
В январе оба «Огня» посетил ресторанный критик Яков Можаев. Гурмэ остался недоволен: то слишком остро, то грибной бургер был без вкуса грибов, то с разваливающимися булочками. Резюмируя, он заявил:
«Сказать себе, что потраченные деньги соответствуют полученному удовольствию до последнего рубля, сможет только бесконечно добрый человек».
В «Огне» к критике г-на Можаева отнеслись внимательно: отзывы клиентов о вкусе бургеров, качестве работы заведений и сервисе целенаправленно собирают и стараются делать выводы — поэтому благодарны ему за критику. Некоторых вещей, о которых он писал, не должно быть в принципе, признает Андрей Фролов:
«Например, неработающий Wi-Fi — конечно, это безалаберность. В день, когда вышел обзор, мы с персоналом переписывались в WhatsApp до двух часов ночи. Иногда полезно, чтобы тебя покритиковали на весь город, даже за что-то несерьезное, чтобы запомнить это на всю жизнь и больше так не делать. Простые замечания, которые однозначно трактуются как наш недостаток, мы устранили за день-два. А дальше в основном были замечания к кухне, и они делятся на две категории. Первая, например — разваливающиеся булки. Мы взяли их качество на контроль: нельзя сказать, что зафиксировали какую-то проблему, но будем уделять им повышенное внимание».
С некоторыми замечаниями сложнее, потому что они более субъективны и лежат за гранью подхода «плохо/хорошо», считает основатель «Огня».
«Проблемы не с котировками на нефть»
Пока лучше искать новые ниши, чем ждать у моря погоды, отмечает бизнесмен:
«Может, это ошибка в условиях кризиса, может, надо прижать уши и сидеть, но я лично предпочитаю создавать новые проекты».
Сейчас у него есть несколько проектов, связанных с улучшением офисов. Один из них — организация офисов под ключ для крупных компаний: уже ведутся переговоры, отмечает г-н Фролов.
Катастрофического развития событий в России предприниматель не ждет. Трудности надо учитывать, экономить деньги, адаптировать концепцию под рыночную ситуацию, но не ставить цены на нефть во главе угла, считает он:
«В России проблемы не с котировками на нефть, а с тем, насколько эффективно люди работают. Допустим, что нефть вообще станет бесплатной, и мы перестанем ее продавать. Но у нас в стране 146 млн человек, они могут, например, собирать «айфоны» на фабриках, углубиться в медицину и создавать лекарства. Произойти может все что угодно, но думаю, апокалипсиса не будет. Надо заниматься своим делом и не думать о проблемах государства».
Читайте также на DK.RU:
ГК «Митал» отказалась от производства стиральных порошков в Новосибирске, чтобы вложить 150 млн руб. в предприятие на Урале. Преимуществ два — сырья много, и цена на него не изменится еще 10 лет.
Уральской пивоварне Jaws Brewery понадобилось шесть лет, чтобы привлечь внимание любителей пива по всей России. Сегодня за ним выстраиваются в очередь заведения Москвы, Петербурга и Екатеринбурга.
Как все закрутилось у «Сушкоф»: опыт Ивана Зайченко
Ресторан доставки готовых блюд eda1.ru, объединяющий бренды «Сушкоф», «Дель Песто» и «Лапша тетушки Бунси», вырос из маленькой кухни, которую в 2008 г. открыл Иван Зайченко.
«После Олимпиады в Сочи — ничего не страшно»: бизнес-опыт Александра Докучаева
Как художник стал банкиром, а топ-менеджер из телеком-отрасли — владельцем софтверной компании: за свою карьеру екатеринбургский предприниматель Александр Докучаев не раз круто менял вектор.