«Когда мы поймем, что нам надо рассчитывать на 100 лет, а нашим детям на 120 лет, это сильно повлияет на жизненную стратегию. Прежде всего, долголетие позволяет прожить несколько полноценных жизней».
Виталий Недельский, основатель Национальной Ассоциации робототехники, компании в области искусственного интеллекта «Семантик Хаб»:
— Долголетие для меня — это не про стариков. Это про стратегию. Стратегию жизни самого человека и стратегию цивилизации. За последние 100 лет средний возраст вырос примерно в два раза и за следующие 100 лет, по всей видимости, еще удвоится. Если в первом случае заслуга в основном лежит на уменьшении детской смертности примерно в 10 раз, на антибиотиках и гигиене, то второй скачок предстоит сделать нам самим и нашим детям. Причем уже сегодняшние знания и пакет технологий позволяет спокойно жить до 80-100 лет и более-менее себя прилично чувствовать. Ранняя диагностика, в том числе генетические тесты, замена органов, эффективные персонализированные методы лечения помогают вылечивать те болезни, от которых раньше умирали. Сегодня передний край медицины — это рак, в основном возникающий в преклонном возрасте, и различные виды деменции, типа Альцгеймера. Снижение вероятности их появления тоже понятны — умственная и физическая активность в любом возрасте, контроль здоровья, гармоничные коммуникации с родными и близкими, друзья и ощущение радости жизни.
Исследовать на человеке процессы замедления старения довольно сложно, потому что возраст экспериментатора равен возрасту испытуемого. Изучать на мышах тоже затруднительно, так как средняя продолжительность их жизни составляет порядка 2-3 лет. Но маленький червячок сиэленс, на котором в США проводят больше всего исследований старения, живет в среднем две недели, а генов у него около 20 тысяч (у человека — порядка 30 тыс., разница небольшая). И у этих червяков можно продлевать жизнь в два, в три, а иногда и в пять раз — выключая один-единственный ген. В последние годы появляются такие же работы и на мышах. Получается, что есть гены-мутации, которые могут удваивать продолжительность жизни у червей и зверьков. И вполне реально найти способ, как продлить человеческую жизнь. Думаю, что в ближайшие годы в этой области генетики будут сделаны много новых открытий.
Когда же мы начнем осознавать, что нам надо рассчитывать на срок жизни около 100 лет, а нашим детям — около 120 лет (судя по динамике среднего срока жизни в развитых странах), то это сильно повлияет на нашу жизненную стратегию.
Прежде всего, долголетие позволяет прожить фактически несколько полноценных жизней. Например, после 60-ти, когда сегодня наступает пенсионный возраст, и люди настраиваются на окончание жизни на огородах, долгожитель находится в прекрасной физической и интеллектуальной форме — как средний 30-35-ти летний человек.
При этом у него уже выросли дети, выплачена ипотека, и текущие расходы становятся намного меньше. Можно начинать новую жизнь — например, профессионально заняться своим хобби. Или путешествовать по миру. Или просто переобучиться и работать по новой профессии, будучи обогащенным предыдущим жизненным и профессиональным опытом. Ведь ты уже знаешь цену вещам, понимаешь свои сильные и слабые стороны и умеешь радоваться жизни.
Образование, по всей видимости, также необратимо изменится. Во-первых, я думаю, что процесс образования станет непрерывным в течение всей жизни. Для этого должна измениться сама образовательная технология — стать способной по требованию загружать в мозг обучаемого необходимые ему на этом этапе жизни знания и навыки. Предыдущие, уже не столь необходимые, он должен будет научиться эффективно забывать, потому что они могут мешать приходить новому. Конечно, некоторым набором фундаментальных онтологических и мировоззренческих истин нужно располагать — хотя бы для того, чтобы иметь общий язык с другими людьми.
Остальное может напоминать интерфейс смартфона, в котором предустановлен небольшой набор программ, а остальное ты по мере необходимости загружаешь в себя в качестве совместимых приложений. Если память загружена — стираешь лишнее. Простите за сравнение венца природы с девайсом.
Во-вторых, образование станет намного более индивидуализированным, чем сегодня. Сейчас доступно основное меню с небольшим выбором, который в старших классах школы появился совсем недавно. Это уже шаг вперед и именно в направлении индивидуализации. Это заставляет школьника задуматься, в каких областях ему хотелось бы специализироваться. При этом никто не мешает быть сильным одновременно в литературе и математике. В университетах Америки уже сегодня студент имеет возможность составить свой учебный план из широкого набора дисциплин — важно, чтобы при этом соблюдался некий минимальный их объем для каждой специализации. При этом человек может сам регулировать скорость обучения, а также брать больше предметов в интересующих его областях. То есть уже сегодня траектории обучения двух студентов на одном факультете могут серьезно различаться.
В дальнейшем по мере технологизации обучения таких траекторий может быть очень много, и сам процесс обучения, возможно, станет дробно-интенсивным — скажем, по одному месяцу в году, но каждый год. Так, например, в швейцарской армии проходят ежегодные военные сборы, когда все военнообязанные мужчины — неважно, банкир ты или фермер, оставляют дела и идут совершенствовать свою физическую подготовку и осваивают новую военную технику. Когда процесс обучения проходит регулярно и в определенном ритме, позволяющем планировать, мозг не отвыкает учиться, сохраняет свежесть восприятия и готовность учиться.
В-третьих, в обучении люди научатся использовать скрытые возможности мозга, например, повышенную концентрацию, эйдетическую память, самогипноз, глубокое расслабление, пробуждение интуиции.
Обучению этим техникам должно стать массовым и войти в личный багаж каждого человека, частью индивидуального «базового пакета знаний» — знаний про себя и о том, как учиться.
При этом важно понимать: не успехи медицины в итоге определят долголетие, а тот образ жизни, который мы ведем ежедневно. Что и сколько мы едим, сколько и как двигаемся, сколько спим, где живем, как распределяем свое время между работой, семьей и отдыхом. Эти ключевые факторы дают дополнительный запас времени жизни в 20-30 лет. Медицина же все более приобретает профилактическую сторону. Здесь и регулярный полный контроль здоровья — думаю, после 40 лет надо ежегодно сдавать все необходимые анализы и делать нужные просвечивания с помощью врача-терапевта, чтобы своевременно начать ловить отклонения и обращать на них внимание. Я уже не говорю о необходимости как можно раньше выявлять тяжелые заболевания типа рака, язвы или инфаркта, тем более что врачи уже успешно лечат ранние стадии.
Здесь и мониторинг физической активности, в чем нам помогают разнообразные трекеры и умные часы, хотя подойдет и обычный дневник. Здесь и создание в обществе атмосферы здоровья и долголетия, причем активного бодрого долголетия, а не дожития последних двадцати лет не выходя из квартиры. Здесь и экология города — европейские города могут подать пример многочисленных парков и общественных пространств, велосипедных и пешеходных дорожек, запрета на курение в общественных местах. В России тоже началось движение в эту сторону, особенно значительны изменения в Москве.
Как выясняется, не так много денег надо для создания множества отличных парков и условий для движения в них, надо лишь поставить такую цель и подумать, как это лучше сделать.
Также важным фактором является сегодня переход на технологии бесхлорного обработки воды в городах. В свое время хлорирование сыграло огромную роль в остановке эпидемий и распространения патогенных микробов через водопровод и канализацию. Но сегодня уже понятно, что на периодах в десятки лет микродозы хлора в воде вызывает рост онкологии у горожан. Города в развитых странах перешли на озонирование воды. Нам в России это тоже предстоит. Также в мире уже начался переход на электрический транспорт и зеленые способы добычи электроэнергии. Вода и воздух в многом определяют качество и срок нашей жизни.
Подводя итог, хочется сказать, что по оценкам ученых, срок жизни человека примерно на 30% определяется его генами, так сказать наследием его предков, а на 70% его образом жизни. Так что все в наших руках. Мы в силах своим намерением и волей жить дольше и чувствовать себя лучше, хорошо соображать и помогать другим, радоваться жизни — каждому новому дню.