Альянс ГК «Ренова» с фирмой Medtronic (США), усиленный административным ресурсом, позволил его участникам обойти российских конкурентов. Риски инвесторов нивелировала гарантия продаж.
Досье DK.RU
Medtronic
Компания основана в 1949 г.
Medtronic — один из мировых лидеров, выпускающих медицинское оборудование для лечения 70 хронических заболеваний.
Штаб-квартира находится в Дублине (Ирландия)
Бизнес-подразделение, занимающееся лечением нарушений сердечного ритма – старейшее и самое крупное в Medtronic
Число сотрудников — более 88 тыс. чел.
Выручка компании за 2016 г. — $28,8 млрд
Работает в 160 странах
Региональный офис, открытый американской компанией Medtronic в Екатеринбурге 2 марта, отвечает за продвижение медицинских технологий на Урале и в Поволжье. Летом прошлого года Medtronic и ГК «Ренова» объявили о строительстве совместного предприятия «Стентекс», которое будет выпускать более 150 тыс. коронарных стентов и катетеров в год.
По данным IMS Health, в 2016 г. российские ЛПУ потратили на закупку стентов 8,1 млрд руб. (в натуральном выражении — 247,4 тыс. изделий). Аналитики Минпромторга РФ подсчитали, что на долю российских компаний в 2016 г. приходилось 18% продаж. Остальное — импорт.
Несколько раньше Виктор Вексельберг, глава ГК «Ренова», поделился собственным маркетинговым анализом. В интервью каналу «Россия 24» он сообщил, что в стране «полукустарным способом выпускается чуть больше тысячи коронарных стентов». Эти слова стали причиной судебного иска от новосибирской компании «Ангиолайн», посчитавшей, что заявление г-на Вексельберга наносит вред деловой репутации российских предприятий.
Тем временем правительство РФ, поверившее в потенциал «Стентекса», предоставило компании преференции по сбыту. Елена Плясунова, вице-президент Medtronic в России, объяснила DK.RU, почему иностранному инвестору важны гарантии власти.
В Свердловской области действуют ОЭЗ и ТОР, предлагающие налоговые льготы и готовые производственные площадки. Какие еще условия нужны иностранному инвестору, чтобы открыть производство?
— Налоговые льготы, удобная логистика и площадка с коммуникациями — идеальный вариант для инвестора, решившего заняться производством. Но все это второстепенно. Главное — уверенность, что вложения удастся вернуть. Особенно для компании, работающей на государственный сектор. Вы можете выпустить продукцию, пользуясь экономическими льготами, но что с ней делать в отсутствие покупателей? Совсем другая история, если руководство региона говорит: мы гарантируем сбыт определенных объемов. Тогда можно строить планы, понимая, какие вложения нужны на этапе производства, и в какие сроки мы вернем инвестиции. Это уже конструктивное сотрудничество.
Российское правительство наделило СП статусом единственного поставщика. Это значит, что теперь больницы обязаны закупать изделия «Стентекса»?
— Распоряжение Правительства РФ № 855-р о единственном поставщике медицинских изделий стало для компании Medtronic гарантией возврата инвестиций. Речь идет о стентах, которые используются при остром коронарном синдроме (ОКС). По статистике 2015 г., доля таких операций составляет примерно половину хирургических вмешательств при сердечно-сосудистых заболеваниях. «Стентекс» становится эксклюзивным поставщиком пяти видов стентов и баллонных катетеров для государственных больниц на пять лет — с 2017 по 2022 гг. В остальных случаях участвовать в поставках могут и другие компании.
Вы требуете гарантий всюду, где создаете новое производство?
— Открывать заводы в каждой из 160 стран, где работает Medtronic, экономически неоправданно. Обычно компания экспортирует изделия, производство которых сосредоточено на одном предприятии. Такова мировая практика. Но компания «Стентекс» — это особый случай.
Почему Россия стала исключением?
— Страна переходит на импортозамещение. Три года назад Правительство РФ приняло стратегию развития медицинской промышленности до 2020 г. К концу этого срока российские предприятия станут выпускать более 40% устройств, которые используются в лечебных учреждениях. Иностранных инвесторов призвали локализовать производства – государство обещает им разные поощрительные меры. Medtronic откликнулся на такой призыв — мы решили строить завод, долго выбирали место и направление для локализации. Остановились на изготовлении коронарных стентов и катетеров — это наиболее перспективный и экономически интересный сегмент рынка, который будет расти. В Подмосковье мы закладываем высокотехнологичное производство полного цикла.
Как Medtronic и «Ренова» нашли друг друга?
— Когда стало очевидным, что без локализации не обойтись, мы начали искать партнера. «Ренова» — ведущая российская бизнес-группа в целом ряде высокотехнологичных отраслей — проявила интерес. В совместном предприятии «Стентекс» ей принадлежит 49%, американской стороне — 51%. Общий объем инвестиций — около 9 млрд руб. Совместными усилиями мы строим завод в технопарке «Сколково». Сейчас идет монтаж технологической линии. Завод начнет работать в 2017 г., на полную мощность выйдет к 2018 г. Самое главное — в том, что Medtronic передает в Россию последние технологичные платформы.
В 2016 г. «Стентекс» зарегистрировал пять продуктов — стенты и баллонные катетеры, а с начала 2017 г. уже заключил несколько контрактов на их поставку в государственные ЛПУ. Если завод еще не работает, кто выпускает эту продукцию?
— Стенты и баллонные катетеры, которые поставляются сейчас для операций, изготавливает завод Medtronic в Ирландии — это временная производственная площадка. К 2018 г., когда завершится монтаж производственной линии в Подмосковье, «Стентекс» начнет выпускать эти продукты в России.
Сейчас свои изделия на российском рынке предлагают и Medtronic, и «Стентекс». Это одна и та же продукция под разными торговыми марками? Вы конкурируете сами с собой?
— Ассортимент продукции «Стентекс» не зависит от Medtronic. СП сфокусировано на выпуске продуктов для лечения острого коронарного синдрома, тогда как компания Medtronic предлагает российским пациентам технологии для других сердечно-сосудистых заболеваний.
Если импортозамещение будет развиваться по плану, и принцип «третий лишний» ограничит продажи иностранных производителей медтехники, Medtronic передаст СП и остальную номенклатуру?
— Сегодня у российских компаний не хватает мощностей, чтобы закрыть потребности рынка. Пока иностранному участнику рынка не грозит статус «третьего лишнего», мы не планируем расширять номенклатуру российского СП. Но если ситуация изменится, будем смотреть, что еще можно локализовать.
Есть ли в России прямые конкуренты «Стентекса»?
— Компаний, выпускающих стенты, несколько. Они работают в Новосибирске, в Подмосковье и в Пермском крае. Но долгосрочных клинических данных, позволяющих сравнивать результаты стентирования за разные периоды, у российских предприятий пока нет.
Вы посетовали, что новое производство развивается не так быстро, как хотелось бы. Вашему бизнесу в России мешают плохие законы, бюрократы, коррупция?
— Нет, причины были внутри компании. «Стентекс» — уникальный проект для компании Medtronic, и нам понадобилось довольно много времени, чтобы уточнить его парамерты, все согласовать с руководством, определить условия договора с ГК «Ренова», выбрать продукты для локализации. Затем случился кризис — он очень сильно ударил по модели совместного предприятия. Многое пришлось пересматривать. Зато когда дошло до дела, строить начали очень быстро. Сейчас все идет по графику.
Кризис, затронувший медицинский рынок, повлиял на объемы продаж Medtronic в России?
— Кризис никак не сказался на российском бизнесе Medtronic, потому что частных продаж у нас практически нет. Главный заказчик — государство. И государство, несмотря на все трудности, ни разу не урезало объемы финансирования высокотехнологичной помощи. Возможно, сейчас сокращаются тарифы ОМС на базовые процедуры и происходят какие-то изменения в поликлиническом звене. Но поле, где работаем мы, увеличивается — бюджет начинает финансировать новые направления. Это не может не радовать.