«Когда у вас есть семья и ипотека, морально намного легче выбрать наемную работу и постоянный, стабильный заработок. Но научить себя совмещать, казалось бы, несовместимое, возможно».
Запуск стартапа параллельно с другими критическими обязательствами, такими как работа на полную ставку или забота о семье, определенно серьезный, но не невозможный вызов. The Next Web пообщался с тремя предпринимателями в TQ — техническом хабе в сердце Амстердама, которые прошли этот путь и готовы поделиться своими советами.
Комбинируйте свои личные цели с навыками
Томас Моус, сооснователь Homerun, сервиса для найма сотрудников:
— Я начал свою карьеру в агентстве, где знакомился с основами работы дизайнера и изучал устройство бизнеса. По вечерам мы вместе с друзьями работали над запуском журнала о дизайне FONTANEL, в основном для того, чтобы удовлетворить наше творческое любопытство. Даже несмотря на то, что мы не заработали ни цента за первые несколько лет, у нас получилось взять интервью у нескольких наших кумиров, поэкспериментировать с возможностями интернета, завести много полезных знакомств, отточить дизайнерские навыки и дать многим молодым дизайнерам возможность поработать.
Главное, что я хочу посоветовать — найдите свою персональную цель, найдите то, что будет иметь для вас значение и естественным образом мотивировать, и совмещайте это с изучением бизнеса. Я понял, что люди лучше всего делают свою работу тогда, когда могут комбинировать эти занятия. Моей персональной целью всегда было помогать другим людям стать счастливее благодаря моей работе, и я смог это совместить со своей любовью к цифровому дизайну, в итоге основав сервис для найма Homerun.
Учитесь организовывать себя и правильно общаться
Фредерик Гентис, основатель Gallerease, сервиса, работающего в сфере искусства:
— Я начал свой бизнес будучи занятым на постоянной работе с фиксированным доходом. Когда у вас есть семья и ипотека, то морально намного легче выбрать наемную работу и постоянный, стабильный заработок вместо запуска собственного дела и всех рисков, которые его сопровождают.
Когда у вас есть две работы, вы должны уметь себя организовывать. По моему мнению, это является ключевым фактором успешного ведения дел. Если вы не умеете общаться с другими людьми, то постоянно будете находиться в напряжении. Я должен работать с клиентами, коллегами, работодателем, инвесторами, своими сотрудниками и семьей. И, конечно, я иногда неправильно работал с повесткой дня, а иногда и вовсе забывал выходить на связь... и не один раз. Это, возможно, было самым жестким уроком для меня. У вас может быть все и всегда запланировано, но если вы не умеете организовывать самого себя и правильно общаться с окружающими, это может разрушить все ваши планы.
Сконцентрируйтесь на том, в чем вы хороши, остальное отдайте на аутсорс
Юлс ван Брюгген, основатель Sitly, сервиса для найма нянь:
— Соблюдение баланса между моей основной работой и стартапом выглядело так: после рабочего дня, когда наш новорожденный ребенок был уложен спать, я садился за ноутбук и работал над своим стартапом. Я отдал всю веб-разработку на аутсорс маленькому агентству, которому я доверял, и оплачивал их работу на свои бонусы и премии.
Так выглядели мои вечера и выходные на протяжении двух лет. Когда я заметил, что моей платформой, которая решает проблему поиска подходящей няни, начали пользоваться тысячи людей, то принял решение уйти с основной работы, чтобы продолжать развивать свой бизнес. Мои рабочие дни стали длиннее, но это не ощущалось как тяжелый труд, ведь я верил в свое дело и был счастлив от того, чем занимаюсь.
Хочу порекомендовать концентрироваться только на том, в чем вы хороши и отдавать на аутсорс те задачи, которые другие могут сделать быстрее и качественнее. Также удостоверьтесь, что у вас есть бюджет на разработку и рекламу своего продукта, ведь без хорошей маркетинговой кампании он никогда не взлетит.
В то же время не забывайте учиться новому. Я, например, не знал ничего про SEO, Adwords и маркетинг в социальных сетях, поэтому начал ходить на курсы, тренинги и посмотрел огромное количество обучающих видео. Это позволило мне начать генерировать трафик и привлекать клиентов, не тратясь на дорогущие консультации специалистов. Начинайте свой бизнес с разработки четкой бизнес-модели. Каждый доллар, который я зарабатывал, я вкладывал обратно в рекламу и маркетинг, что позволило мне стабильно развивать компанию.