Малый и средний бизнес нередко «живет» на госконтрактах. Финансовое обеспечение на этапе подачи заявки и при заключении контракта для большинства – главная головная боль. Где взять деньги на работу?
Генеральный директор A-ПЛАН Сергей Серегин рассказал о «подводных камнях» при получении тендерного финансирования и изменениях в законодательстве для компаний, участвующих в госконтрактах.
Какова динамика развития рынка тендерного кредитования? Каковы предварительные итоги 2018 года?
— В этом году объем выданных тендерных займов приблизился к 30 млрд рублей — это в два раза выше показателей 2015 года. Но, уверен, это далеко не предел. Степень проникновения услуги на рынок не столь велика: пока на тендерные кредиты приходится всего10% суммарного объема обеспечения заявок по всем площадкам.
Какие компании обращаются за тендерными займами?
— Малый и средний бизнес. Компании, участвующие в государственных конкурсах и аукционах, согласно 44-ФЗ и 223-ФЗ, обязаны предоставлять обеспечение на этапе подачи заявки и при заключении контракта. Практически всегда государственный и муниципальный заказчик выставляет требование на обеспечение заявки для участия в торгах в размере до 5% от первоначальной (максимальной) стоимости контракта. Далеко не каждая компания может безболезненно изъять деньги из оборота и заморозить их на 20-45 дней. А если надо одновременно заявиться в нескольких проектах? Вариантов выбора в подобных ситуациях немного: отказаться от участия в торгах или искать средства на обеспечение заявки.
Чаще всего с этой проблемой сталкиваются компании строительной отрасли, поставщики оборудования, материалов, продуктов питания, предприятия, предоставляющие услуги содержания, благоустройства, озеленения территорий, все, кто обслуживает коммерческие и муниципальные объекты.
Если говорить об объемах бизнеса, наши клиенты — компании с годовой выручкой от 20 млн до 2 млрд руб.
Кто из участников финансового рынка предоставляет обеспечение компаниям, участвующим в тендерах? Каковы преимущества и недостатки сотрудничества с каждой из этих групп?
— Во-первых, банки. Они могут предложить «дешевые деньги». Однако требуют залоговое обеспечение и рассматривают заявки от двух недель до месяца. За это время «корабль», то есть закупка, может «уплыть». Кроме того, получить одобрение займа у банка — большая удача.
Вторая группа — частные инвесторы или брокеры. Они работают со многими банками, это открывает бизнесу возможность получения через них тендерного займа. Каковы «подводные камни»? Они не несут ответственности перед клиентом, не проводят экспертную оценку заемщика, у них нет собственного капитала, они не контролируют зачисление денежных средств на спецсчет.
Третья группа — микрокредитные и микрофинансовые организации. К ней как раз принадлежит A-ПЛАН1. У нас есть собственный капитал, мы оперативно рассматриваем заявки и выдаем деньги в течение трех часов с момента обращения клиента. И, конечно, контролируем их зачисление на спецсчет.
Цифры говорят за себя: два года назад МФО выдали две трети всех тендерных кредитов, банки — только треть. На сегодняшний день доля банков в нашем сегменте составляет менее 20%.Они не могут конкурировать с МФО по скорости, простоте и доступности услуги из-за регулирования со стороны ЦБ.
В каких случаях бизнес автоматически обращается за тендерным кредитом в МФО, а не в банк?
— Между банковским тендерным кредитованием и предоставлением тендерных займом МКК — большая разница. Заем удобнее и выгоднее кредита. Основные преимущества тендерных займов в МКК: возможность получить необходимую сумму в течение дня, простое и быстрое оформление заявки, нам не нужен залог и огромный пакет документов. После одобрения займа деньги незамедлительно перечисляются на специальный счет. Одобрение банковской гарантии происходит одновременно с одобрением выдачи займа на участие в аукционе, т.к. наша система оценки клиента интегрирована в системы ключевых банков-партнеров рынка госзаказа.
Каков диапазон процентных ставок на рынке тендерного кредитования? Какие факторы влияют на размер ставки?
— Диапазон ставок на рынке варьируется от 3% до 4 %. На размер ставки влияет срочность предоставления займа, финансовое состояние заемщика, его опыт выполнения аналогичных контрактов и наличие у него судебной истории.
Какой была максимальная сумма кредита в истории A-ПЛАН?
— Клиенты и контракты очень разные, поэтому у нас запрашивают суммы от 15 тыс. до 200 млн руб. Максимальная сумма выданного нами кредита — 54 млн руб.
Может ли компания попасть в реестр недобросовестных поставщиков не по своей вине? Чем для нее это чревато? Известны ли вам такие случаи?
— Увы, так бывает. Например, банк несвоевременно предоставил банковскую гарантию для обеспечения исполнения контракта, и клиент не успел его подписать. Бывает брокеры выставляют коммерческие предложения без предварительного проведения оценки опыта или финансового положения заемщика со стороны банка. А после скоринга получают отказ, и клиент не успевает подать заявку в другое место. Банк может не согласовать проект гарантии. И это тоже обернется проблемой для компании.
Попасть в реестр недобросовестных поставщиков можно и по вине заказчика. Например, если он не примет проект согласованной банком гарантии или откажется от дальнейшего выполнения контракта в судебном порядке.
Попавшая в РНП компания не сможет участвовать в государственных закупках в течение двух лет по 44-ФЗ. Для многих это становится ударом по бизнесу. Если компания оказалась в РНП по вине банка, придется смириться. Если виноват заказчик, можно попытаться решить вопрос в судебном порядке.
В 2018 г. в законодательстве о закупках произошли многочисленные изменения. Какие вы считаете наиболее значимыми и критичными для поставщиков и заказчиков и почему? Какие изменения ожидаются в 2019 г.?
— С 1 октября госзакупки перешли на новую систему обеспечения заявок. Чтобы участвовать в них, компания должна открыть специальный счет в банке. Это привело к изменению схемы взаимодействия участников закупок с торговыми площадками. Специальный счет — это расчетный счет, открытый в одном из утвержденных правительством банков. На нем поставщик должен держать деньги для обеспечения заявок в электронных конкурентных закупках. По обращению электронной торговой площадки (ЭТП), на которой проходит закупка, банк будет блокировать и разблокировать деньги для обеспечения заявки. Восемь действующих ЭТП госзакупок, а также площадка для закрытых закупок АСТ ГОЗ будут работать со всеми финансовыми организациями, вошедшими в правительственный перечень.
Поставщик может открыть один специальный счет и держать на нем деньги для участия в госзакупках на всех площадках. Если у компании есть расчетный счет в одном из утвержденных банков, его можно использовать как спецсчет. Достаточно подписать дополнительное соглашение с банком.
В 2019 г. регулирование будет меняться. Например, с 1 января заказчиков обяжут закупать продукцию только через электронные процедуры. Появится «Единый реестр поставщиков». Уже аккредитованным на электронных площадках компаниям придется пройти регистрацию в ЕИС. С 1 января 2020 г. перестанет действовать статья 62, устанавливающая порядок ведения реестра участников электронного аукциона. Для мониторинга поведения участников в ЕИС на электронной площадке создается государственная информационная система (ГИС).
В общем, правила игры меняются, нужно быть к этому готовым.
1ООО микрокредитная компания "А-ПЛАН". Лицензия ЦБ РФ № 1603045007941.