Меню

Как УГМК увеличивает надои

эксперты Нина Коцуба директор «УГМК-Агро» Мирослав Медведев директор агрофирмы «Патруши» Многие предприятия, входящие в состав УГМК, и раньше сталкивались с сельхозпроизводством — держали подсобные

Агрофирма «Патруши» — одно из последних приобретений УГМК. Два года назад руководство медного холдинга решило развивать молочный бизнес. С планом строительства современного комплекса компании удалось попасть в национальный проект «Развитие АПК», что позволило вернуть проценты по кредиту. Уже запущена первая очередь нового коровника и выстроена цепочка производства и сбыта продукции.

эксперты
Нина Коцуба
директор «УГМК-Агро»
Мирослав Медведев
директор агрофирмы «Патруши»

Какова рентабельность молочного животноводства
Сколько денег возвращает национальный проект
Зачем коровам микрочипы
Какое молоко нужно торговым сетям

Многие предприятия, входящие в состав УГМК, и раньше сталкивались с сельхозпроизводством — держали подсобные хозяйства. При Гайском ГОКе существовал животноводческий комплекс «МедьПромАгро» (Оренбургская область), к Учалинскому ГОКу была привязана молочная ферма «Байрамгул» (Башкорто­стан). Содержание аграрных предприятий руководство заводов рассматривало в основном как социальный проект, доходов никто не ожидал.

Однако в 2005 г. топ-менеджмент УГМК решил сделать аграрное направление прибыльным бизнесом. Для руководства хозяйствами создали управляющую компанию «УГМК-Агро». «Сельское хозяйство в принципе прибыльно. Главное — правильно построить работу», — считает НИНА КОЦУБА, директор «УГМК-Агро». Сейчас в структуре управляющей компании семь предприятий в различных областях России (см. «Досье»). Среди них как бывшие подшефные, так и новые. Специализация их деятельности — растениеводство, овощеводство, переработка овощей, молочное и мясное животноводство.

Одно из приоритетных направлений, которое «УГМК-Агро» развивает в Свердловской области, — молочное животновод­ство. Рентабельность этого вида сельского хозяйства такая же, как и у основного для УГМК медного бизнеса, — 10-15%. По­требность в молоке у населения большая, по статистике, 71% российских жителей регулярно пьют молоко.

Для этих целей холдинг и приобрел под Арамилем агрофирму «Патруши». Г-жа Коцуба: «Предприятие создано на базе бывшего колхоза. Там два акционера — колхоз им. Свердлова Сысертского района и «УГМК-Агро». В уставный капитал компания вложила 150 млн руб.». В ведении нового предприятия оказались три старых молочных фермы, поля для выращивания кормовых культур и овощей, парк изношенной техники и др. Хозяйству на тот момент было более 70 лет. В далекие советские времена оно считалось крепким и высокопродуктивным, в перестройку колхоз сдал позиции, по­этому многое пришлось реорганизовывать и создавать заново.

Сельские привычки тормозят развитие бизнеса

Главное, с чем пришлось бороться в «Патрушах», — сельская психология. Люди работали в традициях колхоза, но, как известно, рост доходов и систематизация бизнеса к этим традициям мало относятся. Первое, что сделали новые хозяева, — выстроили учет. «Мы начали составлять базу для дальнейшего планирования. Сведения пришлось собирать методом сопоставления бухгалтерской отчетности и первичных документов. По сути, провели полный аудит предприятия. Данных, которые нам предоставляли, было слишком мало, их не хватало для анализа развития проекта. Я понимала это, поскольку сама экономист», — вспоминает Нина Коцуба.

Дальше началась битва за урожай кормовых культур. «Урожайность хорошая, а сохранить не могли. В колхозах всегда отчитываются, сколько собрали, а сколько сберегли — никто не говорит, — рассказывает г-жа Коцуба. — Я всегда удивлялась, почему колхозники знают, как правильно делать, но никогда не делают». К примеру, силос закладывали в грязные недезинфицированные ямы, из-за чего часть кормов пропадала. Исправить ошибку, связанную с сезонностью хозяйства, можно было только через год.

Осень и зима ушли на выявление недочетов. С 2006 г. в «Патрушах» начались преобразования. Первым делом построили наземные бетонированные силосные траншеи — чтобы не попала влага. Заложили корма на следующие полтора года и приступили к более масштабным делам.

Государство возвращает проценты по кредиту

В «УГМК-Агро» сравнили, что выгоднее — вкладывать деньги в реконструкцию старых ферм или строить коровники с нуля. Оказалось, что возведение нового современного комплекса позволит снизить себестоимость и одновременно повысит мощность производства молока в полтора раза. Проект должен окупиться за восемь лет, а построить его планируют за три года. Новый комплекс будет состоять из трех коровников на 600 голов каждый и полностью сможет заменить старые фермы.

В 2006 г. в России начал действовать национальный проект «Развитие АПК». Он включает три направления: «Ускоренное развитие животноводства», «Стимулирование развития малых форм хозяйствования» и «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе». УК «УГМК-Агро» подала заявки на участие по первому направлению. «Бизнес-проект строительства нового комплекса рассматривали на совещании в Министерстве сельского хозяйства области, — рассказывает Нина Коцуба. — В итоге Минсельхоз рекомендовал федеральному министерству включить ЗАО «Агрофирма «Патруши» в состав национального проекта». Всего на территории Свердловской области, по данным сайта Минсельхоза, в 2006 г. под национальный проект попали двенадцать предприятий.

Поддержка АПК заключается в том, что сельхозорганизациям возвращают проценты по кредитам, полученным в банках. Г-жа Коцуба: «Субсидирование идет по ставке рефинансирования Банка России. Мы по агрофирме «Патруши» получили кредит в Газпромбанке — 172 млн руб. на восемь лет. 2/3 процентов по нему возместит федеральный бюджет, а 1/3 — областной». Объем компенсаций за период проведения проекта достигнет 88,5 млн руб. Государст­во контролирует средства, выдаваемые в рамках национальной программы. «Мы представляем к изучению множество документов: проект, акты выполненных работ, титульные списки, сметные и общие расчеты, платежные поручения», — сообщает Нина Коцуба.

В 2007 г. на территории агрофирмы, наряду с действующими старыми молочными фермами, построили первую очередь нового животноводческого комплекса.

Как вдвое повысить надои

«Патруши» отличает от традиционной фермы два существенных момента: хозяйство изрядно автоматизировано, а коров не держат на привязи. «Раньше животные двигались в пределах длины веревки, сейчас они могут ходить по всему коровнику», — поясняет суть беспривязной системы содержания МИРОСЛАВ МЕДВЕДЕВ, директор агрофирмы «Патруши».

В «УГМК-Агро» сообщают, что технология беспривязного содержания позволяет сократить издержки производства на 30%, уменьшить численность обслуживающего персонала в 2-3 раза и увеличить продуктивность дойного стада на 50%. В 2006 г. на территории Свердловской области лишь 3 тыс. коров содержалось по этой технологии. В нынешнем году должны быть построены либо реконструированы еще несколько комплексов, и тогда к «свободному стаду» присоединится дополнительно 6,1 тыс. животных. В «Патрушах» отмечают, что, как ни странно, переход на новые условия содержания — стресс для коров. Фотографа «ДК» пустили снимать в коровник крайне неохотно, чтобы лишний раз не пугать стадо фотовспышкой. Говорят — удои снизятся.

Для автоматизации комплекса УК «УГМК-Агро» закупила шведское оборудование. «Система поения коров централизована, вода подается и днем и ночью с температурой 16 градусов. Современные кормораздатчики и кормосмесители самостоятельно готовят пищу для коров, автоматически забирают сенаж и силос из траншей, смешивают, добавляют комбикорм и другие компоненты (до девяти составляющих) и раздают корм животным», — рассказывает г-н Медведев. Навозоудаление также полностью автоматическое — работают дельтоскреперы. Это устройства, собирающие навоз в одну систему — большую трубу, через которую он поступает в лагуну для последующего вывоза на поля в качестве удобрений. В ошейник каждого животного вмонтированы электронные микрочипы. Датчик активности передает информацию о пройденном корове за день расстоянии, на основании чего делаются выводы о физическом состоянии животного, периоде лактации и т. д. Датчик-транспондер передает в компьютер индивидуальный номер коровы при всех операциях по ее кормлению, доению и т. д. Это позволяет точно фиксировать надои каждого животного, режим прививок, кормления и пр.

По словам директора агрофирмы, пока идет опытная эксплуатация коровника. «Мы видим, что показатели на новом комплексе увеличились на четверть. К примеру, сегодня надои на каждую фуражную корову на старом комплексе составили в среднем 16,9 л в день, а на новом — 21 л», — подводит первые итоги Мирослав Медведев. Он говорит, что в «Патрушах» содержат высокопродуктивное стадо, производительность коров почти в два раза превышает среднеобластные результаты. Г-н Медведев: «В 2006 г. годовой показатель надоев на одну фуражную корову в агрофирме достиг 7,2 тыс. л, в то время как в области доят в среднем по 4 тыс. л. В будущем мы планируем повысить надои до 8,5-9 тыс. л с одной коровы в год».

Без инвестиций в инфраструктуру не обойтись

Чтобы получить хорошие надои, приходится не только инвестировать в коровники, но также поддерживать и развивать всю инфраструктуру агрофирмы.

Обеспечить высокую производительность помогают как породы коров, так и корма. Агрофирма сохранила статус племенного завода. Здесь выращивают телят для молочного направления. Покупать животных на стороне дорого: племенная корова стоит от 70 тыс. руб. А в ближайшее время в агрофирме намерены увеличить поголовье рогатого скота на треть. В 2007-2008 гг. запланировано возведение второй и третьей очереди комплекса. В один из них переведут животных из дей­ствующего старого комплекса, а второй придется заполнять с нуля.

Кормовая база в «Патрушах» своя. Корма выращивает цех растениеводства, под посадки отвели 4,5 тыс. га земли. Для улучшения качества зерна агрофирма приобрела летом этого года две новые зерносушилки, каждая мощностью 20 т зерна в час. Сотрудники агрофирмы называют их между собой «мечта агронома».

Цеха растениеводства и животноводст­ва тесно связаны с цехом механизации. Различные подразделения агрофирмы географически разбросаны. Они расположены в селах Патруши, Бородулино и Большое Сидельниково. Раньше у каждой структуры был свой объем техники, в одном селе тракторов могло не хватать, а в другом они простаивали. С этого года все централизовали. «У нас единая диспетчерская, которая отвечает, где находится вся техника, и распределяет ее между подразделениями», — говорит Мирослав Медведев. Наряду с оптимизацией работы цеха, УГМК пришлось обновить парк сельскохозяйственных машин. Объем вложений равен 80 млн руб. На них купили комбайн «Ягуар-830», комбайны «Дон», картофелеуборочную технику, косилки, дискаторы для обработки почв и др.

«Техника есть, но работать на ней некому», — замечает г-н Медведев. В агрофирме сейчас около 400 человек, средний возраст — старше 48 лет, средняя зарплата — около 8,5 тыс. руб. «Патрушам» не хватает молодых специалистов, сказывается близость мегаполиса, где можно трудоустроиться с хорошими перспективами по зарплате и карьере. Чтобы исправить ситуацию, заключили договоры с сельхоз­академией на обучение студентов. В агрофирме планируют строить дома для специалистов: в УГМК действует программа «Доступное жилье», ее намерены применить и к сельской местности.

Быть сырьевым придатком невыгодно

«Патруши» производят 20 т молока в день. Как замечает Нина Коцуба, сырьевики всегда были на вторичных позициях, поэтому компания самостоятельно хотела перерабатывать собственное молоко. Для этого «УГМК-Агро» арендовала Верхнепышминский молочный завод.

Обычно сельхозпроизводители сдают молоко заводам-переработчикам по конкретной цене, которую каждый завод устанавливает для себя самостоятельно. По данным Минсельхоза Свердловской области, средняя закупочная цена на молоко (на 15.08.07) — 7,54 руб./л. Себестоимость литра молока близка к закупочной цене и равна 6,5-7 руб., соответственно прибыль производителя 0,5-1 руб./л. Средняя по области стоимость переработанного молока, в зависимости от жирности, 14,14-15,53 руб./л.

Агрофирма «Патруши» решила сотрудничать с заводом по давальческой схеме: производитель платит за переработку своего сырья, на выходе забирает готовую продукцию (ассортимент завода включает свыше 35 наименований) и продает. На какой процент позволяет повысить прибыль давальческая схема, в «УГМК-Агро» не разглашают, ссылаясь на коммерческую тайну.

С выходом на рынок переработчиков молока УК «УГМК-Агро» повысила прибыль агрофирмы, но столкнулась с другой проблемой — нехваткой сырья. Мощность переработки Верхнепышминского молзавода — 80 т молока в день. Чтобы загрузить производство, помимо «Патрушей», завод сотрудничает еще с семью поставщиками. Из-за нехватки производителей между предприятиями идет борьба за поставщиков. «Конкуренция большая — «Вимм-Билль-Данн» пришел, «Первая молочная» развивается», — поясняет ситуацию г-жа Коцуба. Молзаводы стараются развернуть сеть закупа молока в более удаленных районах области, но там нет больших объемов. В «УГМК-Агро» вопрос с поставками сырья планируют решить за счет собственных резервов структуры: кроме «Патрушей» свое молоко в Верхнюю Пышму будет поставлять и молочный комплекс агрофирмы «Байрамгул». Как убеждена Нина Коцуба, это позволит выстроить самодостаточную производственную цепочку.

Сроки годности продукции продлят

У Верхнепышминского молзавода около 500 сбытовых контрагентов — продукция поступает практически во все торговые сети. За место на полках приходится бороться. «Торговым сетям интересны продукты с длительными сроками хранения — свыше десяти дней, — подчеркивает Мирослав Медведев. — Наши молочные продукты не содержат консервантов, молоко у нас пастеризованное, а не стерилизованное, срок годности продукции — до семи дней».

Чтобы повысить конкурентоспособность, «УГМК-Агро» придется перестроить предприятие. Нина Коцуба: «Мы будем проводить реконструкцию. Цель — внедрить новые технологии в производство. Они позволят при сохранении всех полезных качеств товара увеличить сроки реализации до 20 дней». Проект разрабатывает швейцарская фирма BOWACO. В процессе производства важную роль будет играть инженерное обеспечение. В компании планируют значительно увеличить степень автоматизации производственных циклов и уделить большое внимание стерильности микроклимата в помещениях.

Одновременно с этим «УГМК-Агро» создает новую торговую марку. Брендинг должен повысить узнаваемость молочной продукции. «Все, кто работает в молочном бизнесе, понимают, что молоко пьют каждый день. Это такой же востребованный продукт, как хлеб или картошка, им выгодно заниматься», — заключает г-жа Коцуба.

досье
УК «УГМК-Агро»
Создана в сентябре 2005 г.
Оборот за 2006 г. — 421 млн руб.
Прибыль за 2006 г. — 6,3 млн руб.
Структура:
ЗАО «Агрофирма «Патруши» (Свердловская область) — молочный комплекс, племзавод, кормовая база;
Верхнепышминский молочный завод (Свердловская область) — производст­во молочной продукции и переработка молока;
ЗАО «Тепличное» (Екатеринбург) — выращивание овощей;
ООО «Улыбка лета» (Екатеринбург) — шоковая заморозка овощей;
ООО «Агрофирма «Байрамгул»» (Башкортостан) — молочный комплекс, кормовая база;
ООО «МедьПромАгро» (Оренбургская область) — животноводство (КРС) и свиноводство, растениеводство;
ОАО «Макушинский элеватор» (Курганская область) — хранение и переработка зерна.
Источник: данные компании, открытые источники.

 

статистика
Молочный рынок Свердловской области
Рынок производителей молока в Свердловской области
Объем рынка (сдано на заводы) в 2006 г. — 351,6 тыс. т.
Средняя закупочная цена по области (на 15.08.07) — 7,54 руб./л.
Рынок переработчиков молока в Свердловской области
Объем рынка в 2006 г. — 5,2 млрд руб.
Число игроков — 32 молокозавода.
Лидеры — ООО «Первая молочная компания», ГУП СО «Ирбитский молзавод», ОАО «Кушвинский гормолзавод», ООО «Компания «Молочный Кит», ООО «Ураллат», ГУП СО «Ирбитский молзавод».
Средняя по области отпускная цена на мо­локо (на 15.08.07) — 14,14 (жирность 2,5%) и 15,53 руб. (жирность 3,2%).
Источник: сайт Минсельхоза Свердловской области.