Меню

Как уральская сеть Coffee Box сняла сливки с перехода

История сети Coffee Box началась с подарка. Два друга-совладельца бизнеса, Евгений Козлов и Александр Тарабаев, построили продажу кофе навынос в Екатеринбурге на интуиции и знаниях из Интернета.

Стоя в подземном переходе возле ТРЦ «Гринвич» (в 2012 г. здесь была открыта первая точка Coffee Box), Александр Тарабаев поминутно здоровается со снующими мимо людьми. «Когда только ставили дело на ноги, очень долго сами работали здесь с Женей — по два дня через два. Завели в этом переходе очень много знакомств», — смеется он. Сначала у торгового центра работал крохотный киоск площадью 4 кв. м: места хватало для кофемашины, полок с ингредиентами и ровно для одного сотрудника. Теперь уже наемные бариста работают по двое: к киоску присоединили соседний, такой же площади.

Это место 25‑летние Александр и Евгений нашли случайно: когда начинали подбирать помещения, район «Гринвича» даже не рассматривали. Искали место в районе УПИ, ул. Белинского и Малышева, пр. Ленина.

«Однажды мы вечером шли по Куйбышева, уставшие сильно, — говорит Александр. — Ноги гудят, ничего не хочется. Зашли в этот переход, а тут киоск стоит пустой. Потыкались в соседние киоски, узнали, что за арендой надо обращаться в «Гринвич». В «Гринвиче» нам просто сказали, что за аренду этого киоска нужно заплатить за три месяца вперед 100 тыс. руб., и мы тут же подписали договор».

Желание погрузиться в тему продажи кофе возникло у одноклассников незадолго до того, как это стало мейнстримом. В последний год кофе навынос в Екатеринбурге стали продавать на каждом шагу — вплоть до остановочных комплексов. По­явились передвижные авто- и мотокофейни. Но создатели Coffee Box занялись темой чуть раньше, в 2012 г., и успели оседлать волну.

Евгений Козлов: «Я подарил своей будущей жене кофемашину и сам увлекся тонкостями приготовления хорошего кофе. Сидел на специализированных форумах, читал, как выбирать обжарку, какая должна быть пенка на капучино. Потом сам пошел работать бариста и в итоге устроился в кофейню формата to go («навынос»): эта модель мне показалась идеальной. Это было три года назад. Когда я разобрался в рабочих процессах, позвонил Саше и сказал: «Есть крутейшая идея для бизнеса!».

По словам друзей, открытием собственного дела они заболели лет в 18, когда продавали сахарную вату в зоопарке. Подходящего шанса пришлось ждать еще четыре года. За это время Александр устроился работать электроником в УрФУ. Но после звонка Евгения решил войти в долю. Стартовый капитал — 200 тыс. руб. — собирали по друзьям и родственникам. Ходили и в банки, но одобрение заявки получили только на 50 тыс. руб.

«Мы для банков до сих пор не очень привлекательные заемщики. Я — ИП, Саша — вообще безработный, — говорит Евгений. — Мы, конечно, знаем, что в банках есть специальные программы для малого бизнеса, есть Фонд поддержки предпринимательства, через который можно получить субсидируемый кредит, но пока этим всем не занимались. Зато через все инстанции, нужные для оформления бизнеса, прошли с первого раза. Просто скрупулезно заполнили все бумаги и отправили их по назначению. И никакой страшной бюрократии».

Поначалу у Coffee Box не было даже вывески — ее роль исполняла доска, на которой мелом написали название кофейни. Евгений признается: действовали они по наитию, не готовясь, в расчете на «сарафанный маркетинг». Охотно общались с прохожими, шутили и делали вкусный кофе. И настал день, когда поток пошел, выручка начала расти. Предприниматели почувствовали новый прилив сил.

«Я думаю, люди просто оценили, что мы сами кайфуем от своей работы, стараемся сделать ее хорошо, улыбаемся им», — говорит Саша.

Каждый маленький бизнес, если он выжил, однажды упирается в необходимость расширения. Первая попытка Coffee Box расшириться окончилась неудачей.

«Мы открыли точку в «Ашане», у дальних касс, — рассказывает Евгений. — Посчитали, что огромный объем посетителей гипермаркета обеспечит хорошую выручку. Но лишь открывшись, поняли, что аудитории «Ашана» вообще не интересно покупать кофе навынос. Мы ушли оттуда и долго потом не вспоминали про расширение».

Неудачный опыт охладил пыл. По словам Евгения, стало ясно, что простое тиражирование точек to go — не их метод. Друзьям захотелось чего-то нового. Стала очевидной и аудитория проекта: белые воротнички — офисные работники и руководители всех уровней, плюс фрилансеры и обеспеченные школьники. Евгения впечатлил случай, когда топ-менеджер крупной компании, в которую компаньоны пришли на переговоры, сказал им, что их кофе очень любит его дочь.

Новой попытке расширения опять помог случай. Прозванивая риэлторов в фоновом режиме на предмет подходящих помещений для аренды, совладельцы Coffee Box наткнулись на бывший ювелирный магазин на углу ул. Гоголя и Малышева.

«Когда мы нашли это место, оно нам показалось не особенно проходным, но понравилось расположение, — говорит Евгений. — Это перспективный район, он быстро обрастает инфраструктурой, рядом — вход в новый «Покровский пассаж». И мы решили, раз уж попался такой хороший вариант, надо все-таки испытать судьбу».

Открытие крохотной кофейни на пять мест («но однажды туда набилось двадцать человек», — вспоминает Александр) заняло четыре месяца — пришлось вложиться в ремонт. На очереди — запуск полноформатного двухэтажного заведения на углу ул. Малышева и Банковского переулка (площадь непосредственно кофейни здесь составит уже 60 кв. м). Это помещение друзья тоже нашли при прозвоне агентств недвижимости. Здесь гостям предложат не только кофе, говорят молодые бизнесмены, но в подробности не вдаются.

Помимо открытия новых точек компания получила статус дистрибьютора.

«Мы нашли очень классного поставщика в Краснодаре, компанию Omni Coffee: они отлично обжаривают зерна, — говорит Евгений. — Сейчас закупаем там кофе не только для себя, но и для нескольких других местных кофеен to go, которые не могут работать напрямую с краснодарцами из-за небольшого объема закупок».

Евгений Козлов и Александр Тарабаев уже подумывают о привлечении инвестора: нынешние объемы продаж удается поддерживать собственными средствами, но «смелость растет, и аппетиты растут вместе с ней». Им также поступают предложения об открытии новых точек Coffee Box.

«В Екатеринбурге есть несколько кофеен для ценителей; в узких кругах эти заведения хорошо известны, но вообще — не на слуху. Там мы общаемся с крутыми бариста, узнаем о новых сортах обжарки. В смысле расширения кругозора и продвижения проекта помогает участие в профильных выставках и семинарах. Ну и, конечно, много узнаем из специальной литературы, профильных тем на интернет-форумах».

Среди наиболее удачных кофейных заведений Екатеринбурга Александр называет Simple Coffee («прекрасная кофейня классического формата»), Maybe Cup («отличная кофейня формата to go») и Traveler’s Coffee («замечательный представитель федеральной сети»).

Стратегических бизнес-планов владельцы Coffee Box не строят. Как признаются они сами, у них все происходит по наитию, а не по науке. Хотя бизнес приносит неплохую выручку, он до сих пор расширяется в значительной степени в долг.

«Конечно, можно взять и потратить на развитие все деньги, которые у тебя есть, но мы любим, к примеру, путешествовать, — поясняет Александр. — Так что мы для себя решили, что проще без сбоев, по графику отдавать долги, чем сидеть без денег вообще».

Порог вхождения

200 тыс. руб. - стоимость открытия точки по продаже кофе навынос у ТРЦ «Гринвич»

6 месяцев - срок окупаемости точки

300 чашек кофе в день продают две точки Coffee Box

Источник: данные компании

Читайте также:

Малый, вперед! Уральский бизнес на стыке поколений

Коктейль-бар по уральскому рецепту: опыт Артема Дударенко