Сколько стоит слезть с «валютной иглы», чем грозят «нефтяные сделки» текстильщикам и можно ли продавать коврики в продуктовых магазинах — в репортаже DK.RU.
Рухнувший в 2014 г. рубль заставил уйти с рынка многие свердловские предприятия. Компании «Зартекс», которая с середины 90-х производила продукцию, почти на 100% состоящую из импортных компонентов, удалось выстоять благодаря тому, что ее руководство на полкорпуса опередило кризис.
Наращивать переделы и сокращать валютную составляющую на производстве начали незадолго до того, как это стало официальным курсом, объявленным со всех телеэкранов. В результате компания не только осталась на рынке, но и увеличила объемы производства. DK.RU побывал в цехах «Зартекса» и выяснил, как изготавливают ковровые покрытия, а также чем российской текстильной промышленности мешают сделки нефтяных компаний и узбекские ковроделы.
Производство «Зартекса» расположено на Елизавете, на территории завода «Стройпластполимер». Над цехом — логотип ныне несуществующей компании «DLW Ural». И местоположение, и надпись — дань истории. В 1995 г. немецкий концерн DLW AG совместно с уральским «Стройпластполимером» создали СП «ДЛВ-Урал». Российская сторона предоставила помещение, немецкая — оборудование. В 2004 г. немцы вышли из бизнеса, и компания обрела нынешнее имя.
Спустя некоторое время лихорадить начало и второго соучредителя — «Стройпластполимер». Сначала его акции оказались в центре громкого уголовного дела: экс-депутат екатеринбургской думы Александр Вараксин и экс-лидер ОПС «Уралмаш» Александр Хабаров принуждали банкира Сергея Лапшина продать почти 20-процентный пакет предприятия, принадлежащий Банку24.ру. Затем контрольный пакет предприятия перешел к АСВ в рамках санации банка. Несколько лет владельцев меняли и «Стройпластполимер», и «Зартекс», и только в 2006 г. ситуация стабилизировалась.
Если объяснять на пальцах, производство коврового покрытия выглядит так: сквозь первичную тканую основу с помощью тафтинговых машин прошивается верхний слой ковра. В зависимости от коллекции, ворс может быть разрезным или в виде петель. Впоследствии эта «верхушка» с помощью латексной смеси приклеивается к вторичной основе и просушивается.
Благодаря европейскому оборудованию, в 2000-х продукция ООО «СП «Зартекс» заработала себе репутацию на российском рынке. Чтобы оставаться конкурентоспособными, через 15 лет после запуска производства возникла необходимость модернизировать оборудование. Сначала в 2011 г. была приобретена современная американская тафтинговая машина, а два года спустя — австрийская экструзионная линия для производства нити.
Покупка этой тафтинговой машины позволила нам заметно опередить других участников рынка, поскольку на момент покупки она была самой технически совершенной в Европе. А приобретение линии по производству нити фактически стало революционным изменением в работе предприятия — во-первых, она позволила избавиться от зависимости от зарубежных поставщиков нити, в разы упростив и ускорив процесс разработки новых коллекций. Кроме этого, мы избавились от значительной части валютных рисков, поскольку исторически все составляющие — нить, красители, латексная смесь, тканая основа — закупались за границей. После того, как мы стали изготавливать нить сами, доля валютных расходов в структуре себестоимости нашей продукции упала с 92 до 25%, поскольку именно нить является ее основной составляющей. И, конечно, чем больше переделов мы осуществляем сами, тем больше маржи остается на предприятии, — рассказывает генеральный директор «Зартекс» Кирилл Проценко. — Честно говоря, мы долго решались на эту покупку, поскольку для нас миллион евро — сумма чувствительная. Но мы понимали, что без нее шансов выжить у нас крайне мало.
В компании добрым словом поминают региональный Минпромторг и Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства. Благодаря им удалось компенсировать часть затрат на модернизацию оборудования. Как признает г-н Проценко, предоставленная ликвидность очень поддержала «Зартекс» в период, когда дорогостоящее оборудование уже закупили, а прибыль оно приносить еще не начало.
Овеществленный миллион евро выглядит внушительно. В дозирующую систему двухъярусного аппарата сверху загружаются белые гранулы полипропилена (продукт переработки природного газа) и краситель. Сырье расплавляется, а затем продавливается через фильеры, формируя нить, состоящую из более чем 200 тончайших филаментов. Спускаясь со второго яруса на первый, нить кристаллизуется, затем охлаждается на специальных барабанах и наматывается в бобины. Дальше часть готовой нити уходит на другие линии: ее скручивают и подвергают термообработке.
|
|
Полипропилен мы приобретаем у ПАО «Уфаоргсинтез». Компания находится в производственной интеграции с «Башнефтью», которую недавно поглотила «Роснефть», и теперь, к сожалению, процедура закупки заметно усложнилась. Сейчас продажа сырья осуществляется посредством проведения закрытого тендера. Соответственно, у нас нет никакой гарантии, что предложенная нами цена окажется проходной и нам будет поставлен запрошенный объем сырья. Безусловно, мы держим запас, находим варианты, но если с ценой мы не угадали, действовать приходится быстро: без полипропилена мы просто встанем, — рассказывает директор «Зартекса».
Цех с тафтинговыми машинами напоминает декорацию к артхаусной постановке: бесконечные ряды огромных многоцветных катушек, нити от которых по специальным пластиковым нитепроводникам тянутся к самой машине. Перед началом работы оператор должен заправить каждую нить в одну из сотен игл, строго соблюдая последовательность, заданную дизайном этой коллекции ковролина.
В основном выставлением нити у нас занимаются женщины — им лучше дается такая кропотливая работа. Объем работы впечатляет, но машина, заправленная нитью под определенный дизайн, далее может работать сутками, — рассказывает г-н Проценко. — В процессе тафтирования иголки прошивают нить через первичную основу. Высота ворса при этом может составлять от 3 до 15 мм. В ближайшее время одна из наших машин будет модернизирована, что даст нам возможность производить ковровые покрытия с более высоким ворсом — до 25 мм.
Латексная смесь закупается в Финляндии (в России просто не производят этот продукт необходимого качества), а основу привозят из Саудовской Аравии.
При этом американские санкции создают нам довольно много проблем при закупке за рубежом даже такого исключительно мирного продукта. «Зартекс», разумеется, не находится в санкционных списках, тем не менее мы регулярно сталкиваемся с тем, что банки в Саудовской Аравии, перестраховываясь, просто не принимают от нас платежи лишь потому, что компания — российская. Не помогло даже то, что мы предоставили банку всю информацию о характере деятельности и структуре собственности предприятия, хотя не обязаны были этого делать, — рассказывает директор «Зартекса». — Соответственно, не прошел платеж — товар не отгружается, и на решение этого вопроса могут уйти недели.
От этого часто страдает производственный процесс, вплоть до полной остановки. Имея обязательства перед крупными торговыми сетями по обеспечению ритмичных поставок, в случае задержек «Зартекс» рискует заплатить значительные штрафы. Поэтому такие нелепые недоразумения с безосновательно заблокированными валютными средствами не могут не напрягать руководство компании.
В отличие от торговых компаний, мы можем предложить нашим клиентам как регулярно обновляемый ассортимент, так и его наличие на складе. Для розничных операторов любого масштаба это очень важно. Из задач на перспективу — начать сотрудничество с IKEA. Однако, для этого необходимо создать продукт, который при приемлемом качестве будет стоить возмутительно дешево, и сейчас мы над этим работаем. В прошлом году мы начали работать над еще одним направлением — производством ковриков (не путайте с коврами!). Наши коврики — это фактически то же тафтинговое ковровое покрытие, но разрезанное на куски нужного размера, и продается этот товар уже поштучно. Рынок сбыта для них чрезвычайно велик — теоретически они могут продаваться в любой из федеральных продуктовых сетей, где есть отдел бытовых товаров. Мы уже наладили контакты с некоторыми московскими торговыми компаниями, которые продвигают наши коврики, но в перспективе нам гораздо интереснее прямые контакты с крупными сетями, — рассказывает Кирилл Проценко.
По оценкам г-на Проценко, весь рынок российских тафтинговых покрытий в 2017 г. составил около 32 млн кв. м, включая импортированный товар. При этом «Зартекс» в прошлом году выпустил рекордные для себя 2 млн «квадратов». «О значительной доле рынка говорить нельзя, но мы достаточно серьезный игрок, и на федеральном уровне нас знают», — говорит гендиректор предприятия.
Все 20 лет своего существования компания успешно находила своего покупателя, конкурируя как с российскими, так и с гораздо более крупными европейскими производителями ковровых покрытий. Однако в этом году ей придется столкнуться с новым серьезным вызовом — продукцией производителей из Узбекистана.
Года три назад в Узбекистане открылось крупное узбекско-корейское СП по производству полипропилена, из которого там активно начали изготавливать ковровые покрытия. Индустрия серьезно поддерживается государством, а от поступления иностранной продукции страну защищают не только ввозной пошлиной 60%, но еще и акцизом в размере 30% — Узбекистан не является членом ВТО, поэтому волен устанавливать любые пошлины.
А вот в Россию продукцию они могут поставлять совершенно свободно, и в 2017 г. узбекские производители продавали свои ковровые покрытия одной из российских оптовых компаний по чрезвычайно низкой, если не сказать демпинговой, цене — она даже ниже нашей себестоимости! И это серьезная проблема, ведь крупные российские федеральные сети заинтересованы лишь в том, чтобы добиться минимально возможной закупочной цены, пускай даже достигается она за счет нерыночных преимуществ, — рассказывает г-н Проценко. — Боюсь, судя по скорости проникновения узбекской продукции на внутренний российский рынок и агрессивной стратегии ценообразования, решение проблемы сейчас возможно только на федеральном уровне — пролоббировав введение импортной пошлины хотя бы в размере, который уже действует для всех остальных стран — членов ВТО.
Сейчас в «Зартексе» собирают таможенную статистику по объемам импорта узбекской продукции, чтобы доказать существование такой проблемы, а в ближайшее время будут выходить на уровень федерального правительства с предложением так или иначе ограничить ввоз узбекских ковровых покрытий, чтобы защитить интересы российских производителей.
Фото: Игорь Черепанов