«А сколько друзей у ваших друзей?» Работодатели в Екатеринбурге стали чаще «воровать» друг у друга дорогих специалистов, в ответ топовые сотрудники нашли новые способы непубличного поиска работы.
За первый квартал 2017 г. в Екатеринбурге выросла мобильность квалифицированных кадров: дорогие специалисты и управленцы стали активнее, чем год назад, менять работу, искать новые предложения. По данным «Центра изучения рынка труда», чуть более 20% сотрудников местных и федеральных компаний в Екатеринбурге и области с доходом от 150 тыс. руб. в месяц планируют сменить работу до конца 2017 г. В прошлом году таковых было несколько меньше — 12%. К такому выводу пришли на основании анализа ответов примерно 700 респондентов, в марте 2017 г. принявших участие в опросе на тему своих карьерных и профессиональных перспектив.
По наблюдениям экспертов, эта тенденция не всегда выражается в непосредственной смене компании. Нередко речь идет о некотором росте «чемоданного» настроения.
«Грубо говоря, на каждого руководителя, реально меняющего работу в первом квартале 2017 г. в Екатеринбурге, приходилось 5-7 руководителей, которые проявляли к этому живой интерес, мониторили рынок, ходили на собеседования, но в итоге отказались от этой идеи», — рассказывает рекрутер Анна Корягина.
Опрошенные DK.RU участники рынка полагают, что происходящее объясняется изменениями в отношениях топов и руководства фирм, которые проявились в последние два года. В сложный период 2014-2015 гг. многие компании решили пересмотреть свои отношения с топ-менеджерами, изменить систему мотивации или даже расстаться со слишком дорогими специалистами. В результате началось перетекание топовых кадров в другие организации.
«Стоит добавить, что неожиданным для многих собственников последствием этого явления стала потеря целых команд. Ведь когда уходящий топ находит новое место, он нередко перетягивает к себе людей из прежней команды», — добавляет HR-консультант Игорь Борисов.
Как признаются работодатели, это «брожение» на рынке труда является вполне обоюдным: то есть не только кандидаты стали активнее искать новые места, но и работодатели активнее переманивать специалистов. В этом вопросе трудно привести полноценную статистику, но многочисленные комментарии от руководителей и сотрудников отделов персонала свидетельствуют: «воровать» ценные кадры в 2017 г. стали больше.
«У нас за три последние месяца было 11 попыток увести некоторых директоров направлений и пару ведущих спецов по ВЭД. И это при том, что раньше за полгода не набиралось столько», — рассказывает директор по персоналу крупного перерабатывающего предприятия.
Причем большинство компаний, конечно, узнают о таких «похищениях» уже заметно позднее случившегося, поначалу воспринимая все как уход сотрудника по собственному желанию.
«У нас в конце феврале уволилась финансовый директор, и все вроде было вполне буднично, пока я случайно ни выяснила, что, оказывается, сразу два конкурента «обрабатывали» ее месяца четыре. И она получила в итоге не только прибавку к зарплате в 20%, но и некоторые персональные нематериальные бонусы», — делится историей Ольга Еремеева, заместитель генерального директора компании «Квадра».
В анкете, которую заполняли порядка 400 работодателей Екатеринбурга еще в феврале 2017 г. при подготовке к мероприятию «Эффективные hr-инструменты: обзор практики» (прошло 21 февраля 2017 г.), почти 28% отметили, что за минувший год стали активнее переманивать специалистов из других компаний. Причина проста: вакансий открывается все больше, и вновь наблюдается заметный дефицит высококвалифицированных кадров.
В итоге сложился замкнутый круг, взаимный интерес к обновлению вынуждает обе категории участников рынка (и работодателей, и дорогих спецов) проявлять активность. Но если для работодателей в лице отделов персонала механизмы поведения понятны, то перед топ-менеджерами стоит серьезная проблема. В «высоком» сегменте рынка труда не принято публично сообщать о своем желании найти работу. Поэтому так непопулярны открытые резюме.
«Понятно, что сарафанное радио никто не отменял. Но встает дилемма: если рассказать об намерении сменить компанию слишком большому числу знакомых, это создаст риски для репутации («что ты за профессионал, если вынужден искать работу, а не работа ищет тебя»), и об этом может узнать нынешний работодатель, а если слишком малому, эффективность будет невелика», — описывает проблему Артем Гоголин, директор по развитию торговой компании «АКАР».
В Екатеринбурге чаша весов в выборе инструментов поиска работы для дорогих спецов все больше склоняется к социальным сетям. Сейчас они занимают примерно 43% в общем объеме ответов респондентов (речь про упоминавшийся опрос «Центра изучения рынка труда») на тему инструментов поиска работы. Это в два раза больше, чем всего три года назад. И примерно в два раза больше, чем нынешний показатель у варианта «опубликовать резюме на работном портале». Резюме размещают чуть более 20% от всех опрошенных в марте 2017 г. управленцев в Екатеринбурге.
«Я встречал даже человека, который опубликовал на своей странице в Facebook пост про то, что работу ищет его знакомый, а позднее случайно выяснилось, что «знакомым» был он сам. Да, это тоже способ, конечно, избежать излишней публичности, но им явно больше одного раза не воспользуешься», — приводит пример Артем Гоголин.
Среди дорогих кандидатов крайне востребована модель «я рассмотрю предложения», поэтому они достаточно интенсивно просматривают объявления о вакансиях, но не публикуют резюме.
«Думаю, был бы очень востребован механизм, при котором я реально могу оставить что-то вроде анонимной заявки для возможных работодателей, в которой коротко описать, кто я и каковы мои навыки, а не размещать полноценное резюме. Кроме того, я знаю, что если резюме в том или ином виде (даже скрытое) оказывается на одном из крупных порталов, его может легко увидеть твой нынешней работодатель, используя различные уловки. Такие проверки компании у нас проводят постоянно. Я сам проверяю наличие резюме подчиненных на порталах, и уверен, проверяют и меня», — рассказывает Илья Бородин, коммерческий директор RAT.
Как рассказал DK.RU один из недавно сменивших работу топ-менеджеров, как минимум один такой сервис в Екатеринбурге уже существует. Но он работает только по рекомендации сотрудника отдела персонала, входящего в клуб.
«Сейчас самым лучшим способом оказывается поиск так называемых«тысячников» из числа знакомых в социальных сетях, чаще всего, в Facebook. Три-четыре таких «френда» могут распространить анонимный рассказ о тебе как о кандидате на множество потенциальных работодателей, но ты останешься неузнанным. Так что весь вопрос в том, сколько друзей у ваших хороших друзей», — резюмирует г-н Бородин.