«Наверное, многие из людей, имеющих отношение к онлайн-маркетингу и продакт-менеджменту, не раз задумывались о том, почему в Вконтакте так много низкокачественного контента».
Наверное, многие из людей, имеющих отношение к онлайн-маркетингу и продакт-менеджменту, не раз задумывались о том, почему в Вконтакте так много низкокачественного контента и почему на Фейсбуке уникальный контент более ценнее и люди им охотнее делятся. Большинство людей свело бы ответ на этот вопрос в русло того, что российская аудитория не любит генерировать контент, не умеет этого делать и просто не приучена к этому.
Я категорически не согласен со всеми этими утверждениями, кроме последнего и готов выдвинуть свое решение, позволившее бы Вконтакту в разы увеличить количество уникального пользовательского контента.
Небольшое теоретическое вступление
Что есть любой правильный продукт, товар или услуга?
- инструмент или набор инструментов, с помощью которых решается проблема пользователя/потребителя;
- дополнительные возможности для пользователя, связанные с пунктом №1.
Что мы видим в Вконтакте – инструмент вполне успешно решает главные потребности пользователей – огромная база, быстрый контакт с нужными пользователю людьми и прочие расширенные возможности в виде групп и музыки. Но чего-то не хватает…
Проблема
Я думаю, что у Вконтакте, несмотря на всё удобство и успех в России, есть небольшой, но довольно важный недостаток – его пользователи крайне неохотно генерируют контент, который, наверняка, виден его менеджерам, имеющих полный доступ к статистике сервиса.
У нас его нет, поэтому приходится довольствоваться тем, что есть. Посмотрите на ленту ваших друзей (и 90% пользователей) – она, по большей части, состоит из репостов всяких цитатников, рецептов и прочего, сгенерированного больной фантазией администраторов тематических сообществ.
В этом нет ничего плохого и именно это является основой любой соц. сети – пользовательские группы, объединенные, сдерживающие и развивающие своих членов по разным признакам, увлечениям и интересам.
Но, скажите мне, что лучше – когда контент куется одним автором и транслируется на 100 000 читателей, или когда контент создается 100 000 авторов и каждым из них транслируется на 1 пользователя (утрированно)?
В этом вся суть – пользователи, каждый со своими друзьями (если рассматривать каждого пользователя по отдельности), выступает тем самым потенциальными авторами, вокруг которых уже объединены пользователи (их друзья). И главная цель любой соц. сети – увеличение базы, внутернниих связей и их активностей. Погуглите социальные графы хабрахабр, найдете кучу интересных публикаций на эту тему.
Вы помните те старые времена, когда по адресу vkontakte.ru открывался… ваш профиль, а не лента новостей? Наверное, именно этот момент привил людям убеждение того, что главное для вас в Вконтакте – это вы сами и ваша личность, как некой персоны, которой пишут друзья и для которой и создается разного рода контент.
Правильно ли это? Наверное, но не могу сказать точно, т.к. не знаю, как было бы иначе, сделай Павел Дуров сразу так, как сделано сейчас – по ссылке идет редирект на vk.com и /feed с последними сообщениями, которые пользователь должен прочитать и отреагировать на них. Слава богу, был кто-то, кто понял, что это простейшее изменение изменит полностью весь концепт этой социальной сети.
Решение
Возвращаясь к теме поста. На мой взгляд, текущих достижений для сервиса мало – сейчас Вконтакт обладает по истине грандиозной базой пользователей и основной его целью на ближайшее время должно быть увеличение ее главной активности – генерации публичного авторского контента от самих пользователей.
Постараюсь в хронологическом порядке объяснить почему:
- В чем успех Твиттера? Джек Дорси дал возможность каждому говорить то, что он хочет, вынеся на первое место именно сообщения, а не профиль пользователя.
- В чем успех Инстаграма? Парни дали возможность из первых рук делиться тем, что видят пользователи вокруг себя.
- В чем растущий успех Перископа? Он дает возможность делиться тем же самым в формате видео-стриминга (читай также – “Кто раскрутил Перископ в России“).
Забегая немного вперед (или назад), скажу, что менеджеры Вконтакте обратили внимание на обилие копируемого контента (репостов, содержащих почти нулевую ценность) и неспроста была реализована функция, которая позволяет скрыть из вашей ленты репосты, не содержащие пользовательские комментарии, очистившая тем самым ленты пользователей от бессмысленных репостов.
Ленты очистились, но нового и свежего пользовательского контента как не было, так и нет
Ключевая проблема состоит в том, что Вконтакт, по непонятным мне причинам, продолжает придерживаться некой “личностной стратегии” сервиса и делает все для того, чтобы пользователь… замыкался в себе и… своей странице. Чего только стоят “Мои сообщения”, “Мои новости, “Мои группы” – весь этот UX/UI как бы подталкивает к тому, что пользователь загоняет себя в рамки некой закрытой личности, где всё внутри сервиса является “его”.
Как я сказал раньше, было принято правильное решение при заходе на сайт слать пользователя на ленту новостей, чтобы он мог быть в курсе последних новостей.
Но объясните мне, почему на этой же странице не вставить блок с формой для шаринга своих новостей?
Почему такая важная функция для социальной сети вынесена на… личную страницу на ту самую “легендарную стену”? Ведь логично, что если вы меняете путь пользователя и шлете его на страницу новостей, то именно она является основным пользовательским путем на сайте и именно с нее происходит его взаимодействием с сообществом пользователей.
И если вы хотите подтолкнуть пользователя к тому, чтобы он шарил свои собственные новости для друзей, встраивался в сообщество пользователей и расширял свой социальный граф, то нужно сделать самое простейшее – добавить форму добавления новостей пользователя на страницу /feed.
Знаете, почему ваши конкуренты популярны?
- Посмотрите на ленту Facebook – форма добавления новости висит прямо в фиде.
- Посмотрите на Твиттер – аналогичная функция.
- Посмотите на Инстаграм – кнопка публикации видна повсюду.
Всё просто – стоит иногда сделать шаг в сторону и посмотреть на вопрос с небольшим прищуром ;) Например, как это сделала Orangina.
P.S. 1 И потестите нормальные текстовки с призывами. А то “Что у Вас нового?” не несет в себе широкого посыла. Гораздо правильнее звучало бы “О чем вы думаете?”
P.S. 2 Да, я из тех, кто до сих пор сидит на старой версии сайта. Весь этот новый и бессмысленных ре-дизайн – кому он нужен? Какую проблему он решает?
P.S.3 И посмотрите, как ужасно смотрятся рекламные блоки. На них не то что кликать, смотреть одно отвращение.
Орфография и пунктуация автора сохранены