«Платя транспортный налог, мы вправе требовать, чтобы наши дороги содержались в достойном состоянии». Водитель, повредивший машину из-за ямы на дороге, взыскал ущерб в суде и поделился личным опытом.
Житель Северодвинска, города в Архангельской области, написал о том, как взыскал ущерб после ДТП, причиной которого стало плохое состояние дороги. Своей историей автомобилист поделился в блоге на портале Drive2.ru: в апреле 2016 г. он въехал в яму, залитую водой, и ее острым краем повредил два колеса. Решив не «спускать дело на тормозах», он сразу понял, что добьется наказания для виновных, и стал действовать.
Первым делом водитель нашел свидетеля ДТП и взял у него телефон — это могло пригодиться, хотя в данном случае суду все стало ясно и без очевидца. Затем он выставил знак аварийной остановки и позвонил в ГИБДД, сообщив о происшествии. Пока инспекторы ехали, автомобилист сфотографировал яму, последствия аварии, и постарался в фотографиях сделать к ним привязку местности.
Сотрудники ГИБДД измерили размеры ямы: ее длина и ширина составили 150 см, а глубина — 20 см. Это выходит за пределы ГОСТ Р 50597-93, согласно которому максимально допустимая ширина — 60 см, длина — 15 см, а глубина — 5 см. С этого года нормативы изменились: длина — до 150 см, ширина — до 50 см, глубина — 7 см. Размеры ямы — главный аргумент в суде.
Дальше инспекторы взяли с автомобилиста объяснение, составили схему ДТП и Акт о выявленных недостатках в содержании дорог, а также главный документ — определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, то есть невиновности водителя. Предвидеть ДТП и избежать его автомобилист не мог.
Через пару дней после аварии он заехал в административную практику, где сфотографировал документы для суда, и выяснил в дорожном надзоре ГИБДД, какая именно организация обслуживает данный участок дороги — именно к ней необходимо подавать иск. Затем водитель под диктовку юриста написал заказное письмо в администрацию города и виновную организацию, пригласив их на осмотр повреждений — они его проигнорировали.
Далее автовладелец провел независимую экспертизу, а после нее позвонил в организацию, которая содержала тот участок дороги, и предложил урегулировать дело до суда. Предприятие предложило водителю 30 тыс. руб., от которых тот отказался: в подобных делах суды обычно встают на сторону пострадавших автомобилистов, и поэтому дорожники склонны предлагать им урегулировать вопрос за меньшую сумму.
Яму дорожники залатали через пару месяцев, так как инспектор ГИБДД выявил недостатки в содержании дорог, оштрафовал должностное лицо организации-виновника на 2000 руб. и предписал устранить нарушение.
Водитель тем временем собрал все документы и отправился в суд, где его интересы представлял юрист. По ходатайству виновной организации была проведена судебная экспертиза автомобиля, и представитель ответчика даже не ходил на последние два заседания. Дело рассматривали полгода, суд встал на сторону автовладельца и взыскал с северодвинского МУП «Спецавтохозяйство» в его пользу 102 908 руб. Получив на руки исполнительный лист, автомобилист отправился в банк, где были открыты счета организации, написал заявление, отдал исполнительный лист и решение суда, после чего деньги на его счет поступили через три дня. Сумма с лихвой компенсировала материальный ущерб.
«Для чего я все это написал и расписал — для того чтобы лишний раз убедиться, что, платя транспортный налог (в моем случае — 18 750 руб. в год), мы вправе требовать, чтобы наши дороги содержались в достойном состоянии», — отмечает автор.
Сумма в 102,9 тыс. руб. сложилась следующим образом: один оригинальный диск для Subaru стоит около 30 тыс. руб, шина MichelinXIS 3 — 8 тыс.руб. в его размерности, в 16 тыс. руб. обошлась работа юриста, еще 8 тыс. руб. — экспертиза и 2,5 тыс. руб. — госпошлина.