«До кризиса мы были невероятно эффективны. Это был фанки-бизнес с прибылью. Но когда доллар повалился вниз, в считанные дни наши продажи встали». Колонка Григория Потемкина для DK.RU.
Григорий Потемкин, основатель компании RealChinaTea:
— У меня был уютный и предсказуемый бизнес — интернет-магазин по продаже китайского чая. С головным офисом в Китае. Персонал 12 человек. И три главных направления деятельности: розница, опт и чайный туризм по Китаю.
Я ездил по Китаю с рюкзаком и камерой и сам искал новых поставщиков на горных плантациях. Сам собирал материал о китайских чаях. И вел еженедельную колонку. Контент который я писал, был настолько востребован, что сайт со временем стал самым популярным в этой нише.
Мы были невероятно эффективны. И невероятно успешны в финансовом отношении. Это был фанки-бизнес с прибылью. Но грянул кризис.
За несколько дней, когда доллар повалился вниз, наши продажи встали. Через неделю я осознал необходимость перемен. Через две мы начали реализовывать наш антикризисный план. Мне совершенно не хотелось терять все то, что я так изящно выстраивал последние несколько лет.
Первое, что мы сделали — увеличили рекламный бюджет втрое. Мы никогда не скупились на рекламу и во многом благодаря этому были успешны. Но сейчас увеличение рекламного бюджета стало вопросом жизненной необходимости. Думаю, если бы мы не предприняли этой меры, мы бы ушли в минус.
Затем мы «договорились» со своими финансовыми амбициями и снизили цены настолько, насколько это было вообще возможно. Для меня важнейшей задачей стало сохранение лояльной клиентской базы. В каждой нашей новой e-mail-рассылке розничным клиентам, которых у нас на тот момент было больше 10 тыс., мы рассказывали о том, что еще нам удалось снизить. Клиенты ощущали соучастие. Это хорошо, когда клиенты становятся соучастниками.
Затем я объехал всех поставщиков и поговорил с каждым. За эти годы мы выстроили удивительно теплые отношения с чайными мастерами. И мы никогда не задерживали оплат. Сейчас я просил отсрочку. И у меня не было проблем ни с одним из них.
Мы увеличили активность на наших страничках в соцсетях, стали чаще проводить конкурсы, сделали еще более щедрые призы, стали спонсорами экспедиции Артема Лебедева по Индии и еще нескольких подобных экспедиционных проектов в Рунете. Мы начали бесплатно высылать посылки с чаем для российских блогеров, которые делают потом независимые обзоры нашего сервиса и качества. И мы стали писать еще более позитивные посты на сайте.
Все это работает. В финансовом отношении мы сейчас «летим на одной турбине». Но мы летим! И наша аудитория растет, даже не смотря на то, что чай, который мы предлагаем — это элитный товар и это верхний ценовой сегмент. Количество заказов у нас увеличивается. Рано или поздно люди привыкнут к обстоятельствам. Это неизбежно. В стратегической перспективе мы снова начнем набирать высоту.
Наш клиент — это клиент эмоциональный. Мы разговариваем с ним на его языке. Мы делаем вид, что кризиса нет. И это постепенно становится правдой в нашей субъективной реальности.
Для небольших нишевых интернет-компаний эмоции — это очень важно. Я уверен, что многие нишевые бизнесы можно спасти просто, не вешая нос!
Фото: из личного архива Григория Потемкина