«Нашему клиенту нужен был логотип на скотче — и мы запустили завод в Реже». 14 лет назад собственники компании ничего не знали о технологии производства. Сегодня они продают продукцию по всей России.
Казалось бы, липкая лента с нанесенным на нее логотипом компании не является продуктом первой необходимости, и сделать бизнес на таком товаре сложно. Однако производство брендированного скотча в Свердловской области успешно работает уже 13 лет, сотрудничает с крупными (в том числе и международными) компаниями и продает свой товар за рубеж.
От Ленинградской области до Южно-Сахалинска
Производственную площадку в Реже запустили в 2006 г., однако клиенты у «Брендленты» появились задолго до этого. Основной собственник компании Валерий Рыбин к тому времени уже не первый год производил и продавал сувенирную продукцию — в том числе кружки, панно и футболки с нанесенными на них изображениями и логотипами. Как-то раз постоянные клиенты спросили у него, не сможет ли он нанести их лого на скотч. Г-н Рыбин решил узнать, как это делается, и выяснилось, что технология брендирования клейкой ленты серьезно отличается от привычной для сувенирки шелкографии и трафаретной печати.
Я в то время работала с его организацией, и он попросил меня изучить эту технологию, — рассказывает Наталия Сивоволова, которая позже стала директором и совладельцем «Брендленты». — Начала я с того, что читала все, что могла найти об этом в интернете. Оказалось, процесс довольно сложен. Печать наносится на биаксиально-ориентированную полипропиленовую пленку, а она в силу своих химических свойств очень сложно «принимает» краску. Первыми производить станки для такой печати начали в Италии, именно там мы закупили первую флексомашину для нанесения поверхностной печати на липкие ленты.
Реж в качестве площадки выбрали неслучайно: во-первых, это своеобразный типографский центр Урала — там расположена крупная Режевская типография, и там было проще найти специалистов. Во-вторых, в областном городе наладить производство выходило дешевле. Сначала «Брендлента» снимала площадку, но 2013 г., подкопив денег, собственники приобрели за 2 млн руб. 0,7 га земли и построили на ней цех, сейчас готовятся запустить в эксплуатацию второй.
Брендированная лента оказалась востребованным товаром. Это не просто элемент маркетинга, такой скотч несет, например, охранную функцию. Производители продуктов питания — прежде всего мелкой продукции типа чипсов, конфет и т.д. — запечатывают брендированной лентой коробки, чтобы исключить воровство в процессе транспортировки. Если упаковку вскрыли и запечатали другим скотчем — можно спокойно предъявить претензии перевозчику. Для транспортных и логистических компаний, для сотрудников склада такая лента — еще и маркировка: на огромных стеллажах сразу видно, где находится товар того или иного производителя, — рассказывает Наталья Сивоволова.
Сейчас компания продает свою продукцию трем тысячам контрагентов — от Ленинградской области до Южно-Сахалинска (там брендированной лентой упаковывает коробки с творожными сырками местный молочный завод), в Казахстан.
У нас большой контракт с «Почтой России», мы работаем с «КамАЗом», на нас вышла местная и новосибирская «ИКЕЯ». А вот со спецслужбами нам сдружиться почему-то не удалось. В свое время мы выходили с предложением изготавливать заградительную ленту к нашей таможне, однако там не проявили интереса, — отмечает директор компании.
Китайцы — это не страшно
Ежемесячно «Брендлента» выпускает примерно 300 тыс. роликов разных видов скотча. Наиболее востребованная — дактейп-лента (серебристый армированный скотч), малярный скотч и брендированная лента. Сырье для большей части продукции приходится закупать в Китае — в России не производят ни саму продукцию, ни составляющие для ее производства. Специалисты компании привозят из КНР большие джамбы (бобины) скотча шириной 1,5 м и длиной намотки 6 км, а потом перематывают, при необходимости наносят на них изображение и нарезают на небольшие рулоны. Из одной бобины получается около 3 тыс. маленьких рулонов.
Когда в 2014 г. пошла тема импортозамещения, в Московской области запустили два крупных завода по производству скотча. Мы тоже поставили себе линию по производству обычного скотча с нуля. Правда, он получается не двухметровой ширины, как у москвичей, а 80 см, — рассказывает директор «Брендленты».
Полипропиленовую пленку закупают у «Сибура», клей приобретают в Нижегородской области, краска для печати покупается в России и Англии. Такой скотч, произведенный в Реже, и становится основой для брендированных лент. Остальные виды ленты по-прежнему привозят из Китая.
«Сибур» ориентирован на экспорт, поэтому дешево сырье они не продают, подгоняя цену под курс рубля. В итоге производство «чистого» скотча здесь получается лишь немногим дешевле, чем привозить его из Китая, маржа минимальна, — объясняет Наталья Сивоволова. — Москвичи получают прибыль за счет больших объемов, мы же «вытягиваем» за счет брендированного скотча, который все-таки обладает добавочной стоимостью.
Сначала «Брендлента» закупала сырье через посредников, с 2007 г. представители компании начали ездить в Китай сами. Наталия Сивоволова говорит, что особой сложности при работе с китайскими партнерами не возникало (в последнее время бизнесмены любят рассказывать страшные байки о малопонятном для русских «восточном менталитете»). Куда сложнее было работать с Европой:
Да, бывает, китайцы пытаются обмануть, подложить товар более низкого качества, но эта проблема снимается постоянным контролем. А вот с итальянцами, у которых покупали оборудование, или англичанами, у которых мы покупаем краску, намучились. Если наши контрагенты в России готовы отгружать товар хоть ночью, если это требуется заказчику, то в Италии, по нашим ощущениям, царит сплошная сиеста, и вообще никто не работает. И итальянцы, и англичане могут подолгу не отвечать на ваши запросы, переносить сроки поставки по своему усмотрению.
По карману бьют не кризисы, а газовики
Несмотря на то, что скотч не кажется предметом первой необходимости, «Брендлента» довольно спокойно пережила последовательно кризисы 2008 и 2014 гг.
К счастью, к 2008 году мы значительно расширили продуктовую линейку. В кризис покупать брендированную ленту стали реже, но мы устояли за счет других продуктов. В 2014-2016 гг. компания находилась в стагнации: по деньгам мы остались на том же уровне за счет роста курса доллара, а вот «в штуках» несколько просели. Но в прошлом году мы выросли на 20% по сравнению с 2016-м, и сейчас тоже демонстрируем рост, — объясняет руководитель компании.
Куда больше экономических кризисов развитию производства мешают отсутствие дешевых инвестиционных кредитов и дорогие энергоресурсы — в общем-то, проблемы, близкие для многих предпринимателей. В ближайшее время «Брендлента» запускает второй цех в Реже, под него необходимо закупать линию стоимостью около 60 млн руб.
Это оборудование нам очень нужно. У нас есть три печатные машины и всего одна покрывная, которая наносит клей. Если она сломается, работа встанет, пока мы ее не восстановим. Поэтому нам обязательно нужна еще одна линия. Сейчас мы ведем переговоры с банком, и тут возникают две проблемы. Во-первых, не всегда хватает залогового имущества — хотя у нас в собственности находится и земля, и производство. А во-вторых, хотелось бы получить ставку пониже. У нас маржа составляет 15-20%. Если из них 10% будет забирать банк, смысл в кредитовании исчезает.
Еще одна проблема уральского предприятия — дорогая электроэнергия. Сейчас компания платит по 7 руб. за киловатт — около 300 тыс. руб. в месяц. Когда они поставят вторую линию, сумма вырастет до миллиона рублей.
Это конечно, странно для энергоизбыточного региона, но еще более странно, что огромных усилий стоит добиться подведения газа к предприятию. Европа куда более газифицирована, чем Россия, в которой этот ресурс добывают, — отмечает г-жа Сивоволова.
Дело в том, что цех расположен довольно далеко от магистрального газопровода — в 600 метрах. Для того чтобы провести туда газ, владельцы «Брендленты» должны за собственный счет сделать проект за 1,2 млн и провести трубу (а это примерно 5-7 млн руб.). И, в принципе, они готовы вкладывать эти деньги, но газопровод, проложенный на частные средства, компании принадлежать не будет. Фактически, они закопают эти миллионы и даже не смогут использовать это имущество как залог при обращении в банк.
Фото: Ирина Баженова, «Брендлента»