«Проблем с менталитетом не избежать. Мы были не готовы к тому, что вся Финляндия встает в 16:00 и уходит с рабочего места — и на все вопросы один ответ: «Рабочий день окончен». Колонка Елены Дешпит.
Елена Дешпит, сооснователь сервиса Pochta.fi (Санкт-Петербург, Россия — Финляндия):
— Наш сервис Pochta.fi позволяет создавать почтовый адрес в Финляндии для покупки товаров из Европы и последующей пересылки в Россию. Когда на ранних этапах мы обсуждали идею и цели компании Pochta.fi, мы точно понимали несколько вещей: во-первых, нам предстоит работать на территории ЕС, а это несет свои особенности, во-вторых, наше ПО в любом случае будет в России и тут вопрос, насколько это вообще реализуемо. Ну и еще немного мелочей, связанных с формальностями работы с учетом особенностей нескольких стран.
Наиболее важным и масштабным для нас стала разработка нашей системы, а также её интеграция с финской таможней. Этот процесс занял у нас несколько месяцев напряженной работы, преодолевания различных трудностей, а также осознания, что выход на международный рынок не так уж страшен.
Мы хотели бы поделиться некоторыми своими открытиями — они, возможно, будут полезны тем компаниям, которые хотят начать свой бизнес в Евросоюзе, но пока не знают, с чего начать.
Как выбрать страну
Если вы только начинаете задаваться такими вопросом, то у вас есть шанс очень сильно упростить себе жизнь. В Финляндии, скорее всего, как и в любой европейской стране, планомерно происходят улучшения жизни граждан, на что выделяются различные гранты, субсидии и так далее.
Кроме этого, существуют организации, которые занимаются развитием регионов, готовые помогать не только советами, маркетингом, но и непосредственно финансированием компаний, помогающих этому региону процветать. Например, если вы задумались о стартапе в Котке, Хамина (направление Хельсинки, Финляндия), то пообщайтесь с компанией Cursor OY, на их сайте можно найти активные проекты, которыми они занимаются, полезную информацию для компаний, желающих выйти в этот регион, а также информацию для частных лиц, если они просто решили переехать и не знают, с чего начать.
Если вы помогаете развивать регион, то компании абсолютно неважно, русские вы, финны, шведы. Кроме этого, есть неплохой ресурс invesdor.com, где стартапы могут получить инвестиции взамен своих акций.
Онлайн-система работы с таможенными документами и грузами, с которой мы хотели начать работать, финская таможня запускала в начале 2015 года, и мы были в числе первых компаний, подтвердивших свои возможности и допущенных к подключению. Часть нашей команды составляют логисты, которые интересуются своей сферой, узнают про все новости, благодаря чему мы и смогли попасть в число первых.
Пока таможенная служба готовила систему к публичному запуску, мы разработали ПО, позволившее нам быстро проходить тестовые сценарии, помогать таможне отлаживать их свеженаписанные сценарии тестирования, выяснять недокументированные нюансы процесса и параллельно дорабатывать нашу систему. В итоге мы успешно со всем справились и запустили интеграцию раньше остальных участников.
Как преодолевать языковые трудности и проблемы разных менталитетов
Компания начиналась с нескольких друзей, часть из них живут в Санкт-Петербурге, часть — в Финляндии. На протяжении долгих лет те, что жили в Питере, просили своих «финских» друзей принимать у себя посылки, которые не доходят до России. Платили финские пошлины и часто приезжали в гости за своими покупками. В какой-то момент стало понятно, что есть более удобный способ покупать качественные недорогие вещи онлайн. Так родилась идея создать Pochta.fi.
Непосредственно переговоры с таможней взял на себя наш финский сооснователь, как русский финн он хорошо знает языки, русский и финский менталитеты и смог выстроить правильный эффективный диалог. Если бы в числе основателей не было бы финнов, мы бы обратились к какому-то местному партнеру.
Очень важно понимать, что можно, что нельзя, как себя вести. Мы уяснили для себя, что с одной стороны таможня — это государственное учреждение, мы никогда не опаздывали, никогда не срывали сроки и не ставили под сомнение вопросы или комментарии. С другой же стороны, все мы люди, поэтому когда договоренности были достигнуты, мы вели себя адекватно и по-дружески, могли пошутить, могли попросить пойти нам на встречу, помогали сами чем могли.
Мы полностью погрузились в рабочий процесс, в который нам нужно было интегрироваться. За два месяца работы над интеграцией мы не только изучили все до мельчайших подробностей, мы практически научились также мыслить, предугадывать следующий шаг и опережать его. Перемещение любого груза на территории Финляндии или Евросоюза, или любой другой страны, сопровождается соответствующим документом. Причем документ нужно не просто создать, напечатать, его нужно открыть специальным образом, после его использования его нужно закрыть.
А груз нельзя перемещать пока предыдущий документ не закрыт правильным способом. До начала 2015 года каждый такой документ формировался у таможенных агентов, открывался путем проставления штампа в таможне (нужно было каждый раз ездить на границу), только после этого документ вступал в силу, закрывался он таким же образом. В начале года и таможня, и все компании, кто хотел первыми пользоваться онлайн-системой обмена информации столкнулись с тем, что целую сферу логистики нужно фактически заново организовать, заново продумать все действия, весь документооборот и все последствия.
Западная система ценностей вам в помощь
Интеграция с информационными системами финской таможни оказалась на редкость продуманной и хорошо описанной процедурой, у компании есть общий фреймворк Direct Message Exchange c подробной документацией (на финском и английском языках), форматами электронных сообщений, примерами реализации и тестовых данных.
Электронный документооборот построен на основе Universal Business Language, стандартизированного и распространенного в Европе формата электронных документов обращающихся в EDI, что характеризует зрелость подхода и повышало наши шансы на успех.
Первое впечатление самое правильное
Чем нам действительно понравилась Европа — там всё достаточно стабильно, условия не меняются изо дня в день. Прежде чем браться за разработку программной части, мы изучили рынок подобных систем, опыт похожих на нас компаний. Поняли, что готового решения с нужными нам свойствами на рынке не просматривается, и решили «пилить» самостоятельно.
Расчехлили методичку по Service Design, прошли несколько кругов проектирования, нашли правильное направление и проработали его до максимально доступного нам уровня детализации. Учитывая, что мы никогда не занимались международной логистикой, интермодальными перевозками, таможенной очисткой, то получилось неплохо. Мы до сих пор пользуемся основными решениями продуманными в самом начале. За основу для программной системы взяли готовую e-commerce платформу и хорошенько ее доработали под наши нужды по проработанным сценариям.
После начала работы мы столкнулись все с теми же проблемами в менталитетах. Мы не были готовы к тому, что вся Финляндия практически встает в 16:00 и уходит с рабочего места, при этом мало кого волнует, что что-то сломалось, что-то не работает, вы получите только один ответ — рабочий день окончен, все вопросы завтра. С этим, конечно, практически невозможно смириться и совершенно невозможно бороться, поначалу мы пытались, но потом все-таки пришли к выводу, что нужно просто заранее быть ко всему готовыми.
Бывают и совсем курьезы, как-то раз отключился интернет, до смешного везде, мобильный интернет тоже не работал. Автоответчик компании, которая занималась поломкой сообщил нам, что «да, авария, как починим, напишем на сайте», и это все абсолютно понятно финнам, но не русским клиентам.
Часть, которая касается непосредственно бизнеса в Финляндии
Надо сказать, что регистрация компании в Финляндии — это совершенно осознанный шаг. В нашей стране вам скорее нужно оплатить счет, чтобы получить услугу, и неважно, белая у вас компания, не очень, счет оплачен, значит все ок.
В Евросоюзе без VAT-номера (фактически ИНН) никуда, вы не получите доступ к государственным сервисам, не сможете работать с юридическими лицами, не сможете практически ничего делать.
Регистрацией компаний занимается Торговая палата, а также Магистрат — аналог нашего ЗАГСа, правовая регистрационная служба.
В принципе, как и в России, нужно заполнить все необходимые документы, оплатить налог (который зависит от сферы деятельности) и внести уставный капитал. Минимальный порог также зависит от сферы деятельности, но все-таки сильно выше, чем в России — в среднем несколько тысяч евро.
Что хочется отметить, так это комплексный подход: оформить просто ООО не получится, нужно приходить с полным пакетом: название, бренд, логотип, цвета. После этого начнется проверка, если ваш фирменный стиль напоминает какую-то уже зарегистрированную компанию, вас отправят думать дальше. И абсолютно единственный вариант тут — создавать свой стиль, свой бренд и отличаться от других.
Также нужно помнить, что все бюрократические правила здесь «живые», если вы создаете акционерное общество, то готовьтесь все изменения и решения подкреплять протоколами заседаний совета учредителей.
Чтобы запустить сервис, мы прошли длинный путь: получили Katso ID-идентификатор зарегистрированной в Финляндии компании, по которому доступны электронные сервисы таможни, налоговой и социальных служб, открыли банковский счет компании (что оказалось совсем не простым делом), оформили больше 10 лицензий на таможенную брокерскую деятельность, прошли проверку для получения сертификата электронной подписи от Finnish Population Register Centre (VRK), получили аккредитацию в таможне на использование Electronic Data Interchange (EDI) и множество других менее значимых, но обязательных процедур.
Рынок таможенных услуг довольно консервативный, тем более в Финляндии — это не самое бойкое место, где новые компании появляются каждый день, и при взаимодействии с каждой новой для нас официальной финской организацией мы проходили весь спектр отношений к нашей идее от опасения до осторожного интереса и поддержки.
Чего же мы добились
Благодаря этой интеграции сейчас все, что нужно клиенту Pochta.fi — это внести информацию о своей покупке в личный кабинет (например, вейк-борд — 200), приехать на точку выдачи и забирать посылку.
И самое главное для нашего бизнеса — мы не перекладываем на себя эти операции, мы автоматизировали и оптимизировали все процессы и высвободили свои бизнес-ресурсы. За счет этого мы можем предоставлять свои услуги дешевле, чем другие игроки рынка.
Так, доставка небольшой посылки от 1 до 5 кг из Америки будет стоить всего 20 евро — это финальная стоимость, к которой не добавится абонентская плата, оплата приемки посылки или ее обработки. Европейские посылки стоят 15 евро вне зависимости от габарита и веса.
Источник: портал «Цукерберг Позвонит»
Читайте также на DK.RU:
«Как побороть прокрастинацию? Заняться бизнесом!» — Николай Белоусов, Madrobots
«Прокрастинация ушла, когда я уволился из крупной корпорации и открыл стартап. Но спустя полгода она вернулась. И еще как! Жена говорила: «Что ты ноешь? Соберись, тряпка». Колонка Николая Белоусова.