Меню

«Какой смогла, такой и построила!». В Екатеринбурге разгорается спор из-за льготных земель

Жители Екатеринбурга арендовали, а затем выкупали земельные участки по сниженной стоимости в рамках льготных программ. В администрации уверяют, что земля уходила в собственность незаконно.

В Екатеринбурге разгорается скандал в отношении земельных участков, которые граждане могут выкупать по льготной цене. 

Житель Екатеринбурга Антон Вишневский, рассказал Znak.com, что в 2016 г. он взял в аренду на аукционе два участка по льготной программе. Воспользоваться такой возможностью могут многодетные семьи и семьи, которые не могут себе позволить купить участок по рыночной стоимости.

Два дома на землях построили своими силами: в одном живет семейство, а в соседнем расположилась мастерская, где Антон Вишневский изготавливает мозаику из керамогранита. Дома он построил небольшие, оба стоят на бетонных блоках, к домам проведено электричество, вода, отопление от котельной. Пока возводили недвижимость, семья оплачивала аренду земельных участков.

Построив дома, семья обратилась в министерство по управлению госимуществом Свердловской области, чтобы кадастровый инженер подтвердил, что на участке действительно есть дом. В итоге инженер подвердил наличие недвижимости на участках и семья выкупила землю в собственность. 

Спустя несколько месяцев Антон Вишневский получил иски от администрации города. Суть их сводилась к следующему: дома нежилые, они не привязаны к сетям и не благоустроены, их можно разобрать и увезти в другое место. Фактически в администрации отказались признавать дома объектами капитального строительства и потребовали обнулить право собственности на земельные участки.

Эти дома администрация Екатеринбурга отказывается признать объектами капитального строительства. Источник фото: Znak.com. Автор фото: Яромир Романов

Антон Вишневский в беседе с изданием отметил, что в суде представитель администрации главным образом возмущался, почему на такой дорогой по кадастру земле семья построила такой дешевый дом.

Какой смогла, такой и построила! Неужели они думают, что мы бы стали идти на аукцион, если бы у нас было много денег? Люди на последнее покупали! — отвечал в суде г-н Вишневский. 

Мать троих детей Ольга рассказала изданию, что оказалась в похожей ситуации. Ее дом тоже не признали жилым, потому что вокруг него нет забора, в нем нет вентиляции и потому что дом, поставленный на сваях, по мнению экспертов, можно демонтировать и увезти.

В земельном комитете администрации города прокомментировали ситуацию. Там отметили, что в Екатеринбурге наметилась тенденция, когда граждане выкупают по льготной цене земельные участки, на которых индивидуальные дома или не построены, или стоят незавершенные строения, а это противоречит закону.

Действующее законодательство предусматривает льготный порядок выкупа земельных участков из неразграниченной государственной собственности — 1,5% от кадастровой стоимости. Льготный порядок подлежит применению исключительно в случае, если на участке возведен индивидуальный жилой дом. В результате ущерб, нанесенный муниципальному бюджету, оценивается более чем в 20 млн руб.

Старший юрист адвокатского бюро «Пучков и Партнеры» Станислав Попов полагает, что доказать,  что дом является объектом капитального строительства, не так просто:

В законе, подзаконных актах и судебной практике есть определенный перечень критериев, которые должны учитываться при решении данного вопроса (характер и степень неразрывности связи с землей, наличие подсоединения к коммунальным сетям, материал стен, наличие и тип фундамента, функциональное назначение здания и т.д.). Однако само по себе наличие одного или нескольких из указанных признаков не значит, что объект является капитальным. В каждом конкретном случае необходимо исследовать все признаки в совокупности и с учетом индивидуальных особенностей объекта определять, является ли он капитальным, для чего в судах, как правило, назначается соответствующая техническая экспертиза. В данном конкретном деле шансы есть у обеих сторон спора. Требование об обязательном наличии забора, конечно, звучит довольно абсурдно, однако доводы Администрации о возможности разбора и переноса дома в другое место могут оказаться более существенными. С другой стороны, в пользу жильцов будут говорить факты наличия электричества, водоснабжения, котельной, а также постоянного проживания в домах людей (данное обстоятельство, вероятно, потребуется подтверждать свидетельскими показаниями). 

В администрации города добавили, что к настоящему моменту суды приняли восемь решений, в соответствии с которыми право собственности на земельный участок признано отсутствующим, и стороны возвращены в первоначальные арендные отношения.