Постановление о квотировании рабочих мест для людей, особо нуждающихся в социальной защите, было принято в Свердловской области еще в 1999 г. Областное правительство утвердило размер квоты. Если о
Постановление о квотировании рабочих мест для людей, особо
нуждающихся в социальной защите, было принято в Свердловской области еще в 1999 г. Областное правительство утвердило размер квоты. Если она не соблюдалась, с предприятия взимался своеобразный штраф в фонд занятости населения. Однако спустя полтора года прокурор опротестовал законность этих платежей -такие решения тогда были не в компетенции субъектов РФ.
До 2002 г. государство заботилось об инвалидах еще одним способом: предприятиям, принимающим на работу людей с ограниченными физическими возможностями, предоставлялись налоговые льготы. Налог на прибыль уменьшался вдвое, если половина сотрудников компании имела инвалидность. Существовал еще ряд подобных поблажек, которые многие бизнесмены обратили себе на пользу. Явление приобрело глобальные масштабы, и власти посчитали, что льготы стали невыгодны государству. В Свердловской области из-за этого даже случился скандал.
Прошлым летом на одном из Советов общественной безопасности руководство парфюмерно-косметического концерна "Калина" "отчитали" за использование схемы льготного налогообложения. Министр финансов области Владимир Червяков и начальник Свердловского управления министерства по налогам и сборам Сергей Добровольский заявили, что таким образом за первое полугодие 2001 г. предприятие недоплатило в областной бюджет около 60 млн руб. Люди с ограниченными физическими возможностями работали на дому: они проводили телефонные опросы, маркетинговые исследования и тестировали новую продукцию "Калины". Социально-финансовый эксперимент концерна был совершенно законен, что подтвердили многочисленные налоговые проверки. Тогда генеральный директор "Калины" Тимур Горяев говорил в интервью корреспонденту "ДК": С момента небезызвестного Совета общественной безопасности нас, не переставая, трясет налоговая полиция. По его словам, все это создавало нездоровый фон и мешало работе.
С вступлением в силу нового Налогового кодекса большинство льгот было отменено, и предприятия стали потихоньку избавляться от теперь уже невыгодных работников. Поскольку на "Калине" работало больше всего инвалидов - почти 3 тыс., сделать это без привлечения внимания не удалось. К тому же скандал имел и политическую окраску: г-н Горяев шел на выборах в областную думу вторым в списке партии "Союз правых сил". Областные власти не имели оснований критиковать действия концерна - увольнения были законными. Но свое отношение выразили - в одном из интервью министр экономики и труда Свердловской области Галина Ковалева назвала ситуацию "по-человечески некрасивой". Так же посчитали и многие средства массовой информации. Газеты пестрели заголовками: "Директор "Калины" продал души инвалидов", "Инвалидов обрекли" и т. д. Однако были и более взвешенные суждения. Так, уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова сказала, что нельзя во всем винить концерн: Забота о людях с ограниченными возможностями - прямая обязанность государства. А оно "кинуло" инвалидов, поскольку не приняло никаких мер к улучшению социального положения людей, оказавшихся после отмены налоговых льгот в сложнейшей ситуации.
Сейчас проблему занятости трудоспособных инвалидов власти намерены решать по-другому. В конце прошлого года приняты изменения в федеральном законодательстве. Теперь субъекты Федерации смогут самостоятельно установить, сколько инвалидов должно работать на том или ином предприятии, а также размер платежа за невыполнение этой квоты. В настоящее время такой законопроект разрабатывает министерство экономики и труда Свердловской области. Если он пройдет в областной думе, то, вероятно, начнет действовать в следующем году. В некоторых регионах закон уже работает или находится в стадии принятия. Реакция на него неоднозначная - например: в Московской и Самарской областях документ не вызвал споров, а вот в Нижегородской думе он не прошел. Как передает информационное агентство "ВолгаИнформ", по мнению большинства депутатов, трудоустройство социально незащищенных граждан - дело государства, и его не следует перекладывать на частный сектор. Бизнесмены не заинтересованы в том, чтобы на их предприятиях работали инвалиды: им нужны особые условия и различные социальные услуги.
Кому-то такие доводы покажутся неэтичными, но речь здесь идет не столько об инвалидах, сколько о взаимоотношениях власти и бизнеса в конкретном регионе. У нас этот вопрос, скорее, политический, особенно в преддверии губернаторской избирательной кампании. Провести законопроект в думе сейчас легко - после весенних выборов там нет сильной оппозиции.
Однако эксперты по трудовому праву считают, что у документа могут быть слабые места. Адвокат Михаил Бондаренко: Интересно, как собираются принимать такой проект? Ведь, с одной стороны, появился федеральный закон, который разрешает областным властям устанавливать квоту и плату за ее невыполнение, но, с другой стороны, есть Налоговый кодекс. Он жестко ограничивает перечень возможных региональных сборов и налогов. И это понятно - если разрешать субъектам произвольно вводить налоги, то они бы ввели сборы и на дым, и на длинные волосы... А безвозмездный обязательный платеж, каким является плата по квоте, - по сути, денежный сбор. Он в Налоговом кодексе не предусмотрен. Поэтому такой закон можно оспаривать, если его меры будут к кому-то применены.
По мнению г-на Бондаренко, целесообразнее помогать инвалидам, например, с помощью единого социального налога - в том случае, если бы доля на эти нужды закладывалась в него централизованно на федеральном уровне. Либо вернуться к политике "пряника": льготам для работодателей. Перекладывая заботу об инвалидах на предпринимателей, власти не решают проблему, а лишь создают новые трудности.