«Про экономическую свободу выступали "титаны", реформаторы, много сделавшие для распространения этой самой свободы. Но почему не слышно интеллектуалов - учёных, аналитиков, публицистов?»
Одна из вещей, отсутствие которых меня задевает в российской публицистике - это отсутствие текстов, которые доказывали бы - или хотя бы декларировали - преимущества экономической свободы. Если Вы не согласны с этим тезисом - что такие тексты отсутствуют - не тратьте символы на слово "нет" - просто поставьте ссылки на колонки, скажем, за последние два года, в которых говорилось бы о необходимости приватизации каких-то предприятий, о необходимости снижения налогов, расформировании каких-то регулирующих органов, отмене торговых ограничений любого рода... Я с удовольствием почитаю.
Про экономическую свободу выступали "титаны", реформаторы, много сделавшие для распространения этой самой свободы - Егор Гайдар в своих книгах, Каха Бендукидзе в своих выступлениях, Пётр Авен в своих интервью. Конечно, это не весь список - Фёдоров, Чубайс, Мау, Илларионов, Нечаев внесли когда-то свою лепту. Однако меня интересуют интеллектуалы - учёные, аналитики, публицисты - их-то почему не слышно? Слова "титанов" могут быть объснены тем, что они хотят оправдать (пусть даже просто перед собой) своё участие в либеральных реформах, но кто-то же должен понимать, как важна и ценна свобода? Много лет назад Юра Кузнецов и Ко выступали с предложениями рыночной реформы РАО ЕЭС - насколько я понимаю, реформа не пошла по их плану, но интеллектуальное влияние было ощутимым.
Почему я это вдруг вспомнил? Увидел знакомые имена ведущих российских учёных - политолога (со всегдашней оговоркой, что в отличие от тех, кого называют "политологами", настоящий учёный) Владимира Гельмана* и социолога Эллы Панеях в анонсе конференции, названной "Капитализм и свобода". У меня нет сомнений в качестве работы Володи и Эллы, но вот экономические выступления, заявленые в программе - это, всё-таки, почти пародия на Милтона Фридмана, автора "Капитализма и свободы" - одной из самых выдающихся книг ХХ века, в честь которой, видимо, названа конференция. Если бы не темы выступления Кузнецова (про энергосети) и Хусаинова (про железные дороги), так и вообще пародия бы была.
В чём принципиальное отличие? Фридман, конечно, написал великий текст - и объяснение преимуществ экономической свободы, и изложенную доступным языком теорию связи экономической и политической свободы. Однако важнейшее место в книге - это список 14 конкретных видов деятельности правительства США, которые Фридману в момент выхода книги - в 1962 году - казались требующими немедленной отмены. То есть его теория и логика, опирающиеся на огромный практический опыт (научная работа Фридмана состояла в cложной - и теоретически, и статистически по тем временам - обработке больших объёмов данных, связанных с денежной политикой; вот типичный пример) - эти теория и логика требовались для того, чтобы дать практические рекомендации. Высказаться по поводу того, в экономической политике, что важно #прямосейчас.
Если бы Фридман был бы российским экономистом и выступал бы на конференции, посвященной капитализму и свободе, он говорил бы про необходимость приватизации, возможно приводя названия конкретных предприятий, показывал бы цифры, свидетельствующие в пользу частных дорог, требовал бы отменить торговые барьеры - прежде всего те, которые наносят максимальный ущерб экономической эффективности - с Украиной, Турцией и ЕС, называл бы те ведомства, которые надо закрыть. То есть был бы экономистом, который с теорией в голове и данными в руках отстаивает экономическую свободу.