Меню

Капитализм умирает. Почему заработать и добиться успеха в США все труднее

Иллюстрация: pixabay.com

«Сегодня у тех, кто не обладает выдающимся талантом и не является отпрыском богатых родителей, мало шансов разбогатеть. Свободная рыночная экономика XX века уступила место олигархии века XXI».

Суть американской мечты — истории о том, как простой работяга построил успешный бизнес или разбогател на внезапно взлетевших акциях. Но такое происходит все реже, и все больше людей говорит о конце эры капитализма, пишет РБК, ссылаясь на текст Bloomberg.

Принято считать, что в условиях свободной рыночной экономики шанс преуспеть есть у каждого. Люди, мечтая о прибыльном бизнесе, рискуют, открывают компании, получают образование, усердно работают. Но эта американская мечта все реже воплощается в жизнь, она умирает.

В США много богатых людей, состояние которых растет. Но попасть в «высшую лигу» все сложнее. Исследование, проведенное в 2017 году Федеральным резервным банком Кливленда, показало: в 1984–1994 годах вероятность того, что человек, не входящий в число 10% самых богатых людей страны, сможет заработать приличное состояние, была вдвое выше, чем в 2003–2013 годах.

Причин тому множество, и одна из них — схема, ставшая основой американской экономики, в соответствии с которой победитель получает все. В этой схеме ничтожно малое количество людей добиваются успеха, основав свой хеджфонд или ИT-стартап, большая же часть обречена на провал.

Американцы традиционно открывали свой бизнес в надежде на солидный заработок. Люди поскромнее обходились магазином или рестораном, более амбициозные брались развивать ИT-стартапы. Многие делают так и сейчас, но их все меньше. Количество открывающихся компаний сокращается год от года.

Ситуацию можно объяснить успехом крупных торговых сетей, которые выдавливают с рынка мелкий бизнес. Но сокращается и число быстрорастущих технологических стартапов, их развитию, вероятнее всего, мешает доминирование крупных ИT-корпораций.

Заработать приличную сумму, впрочем, можно было и без собственного бизнеса. Все могли решить акции. Инвесторы, вложившие деньги в ценные бумаги Coca-Cola и Amazon.com, действительно смогли преуспеть.

Но, для того чтобы конвертировать небольшие вложения в солидный доход, придется стать частным инвестором. И большинство людей, которые так поступают, в итоге просто проигрывают деньги на бирже.

Среднестатистический американец не знает, как инвестировать в ценные бумаги.  Десятилетия разочарований научили людей тому, что внутридневные сделки — это верный способ проиграть. Многие скорее доверят свои деньги институциональным инвесторам, выбрав менее рискованный путь и смирившись с более скромными доходами.

Американский средний класс также привык вкладывать сбережения в жилье. Кажется, что это просто и понятно: актив всегда на виду, а большинство сделок проходит очно, что исключает лишние риски.

С 1980-х годов по начало 2000-х многие американцы именно так и пытались приумножить свое состояние — они покупали несколько домов или квартир, а потом перепродавали их. Но пузырь на рынке недвижимости, который возник в том числе и из-за таких сделок, разрушил мечты тех, кто надеялся заработать подобным образом.

После кризиса стандарты кредитования стали строже, людям с изначально скромным доходом стало куда сложнее заработать на операциях с недвижимостью. Жилье снова начали перепродавать, но количество частных домовладельцев снизилось, а значит, и этот способ заработка стал менее доступным для тех, кто не располагает огромным состоянием.

Читайте также: «Как живет среднестатистический американец? По уши в долгах». МНЕНИЕ эмигранта в США

Есть, казалось бы, еще один способ: карабкаться по карьерной лестнице в солидной компании.
Там все еще готовы платить отличные деньги некоторым специалистам — например, экспертам по data science c докторской степенью, а также управленцам и топ-менеджерам. Но, чтобы рассчитывать на подобные позиции, нужно иметь престижное и зачастую очень дорогостоящее образование. Чтобы получить диплом, часто нужно не только иметь талант, но и быть выходцем из обеспеченной семьи. Историй, когда человеку удается вырасти в компании с самых низов, все меньше.

Конечно, американцы по-прежнему открывают успешные компании, удачно покупают акции, зарабатывают на перепродаже недвижимости и занимают отличные должности в корпорациях. Но ведущий к успеху путь становится все более узким и рискованным, а результат все менее очевидным.

В нынешних условиях у тех, кто не обладает выдающимся талантом и не является отпрыском богатых родителей, все меньше шансов разбогатеть. Свободная рыночная экономика XX века уступила место олигархии века XXI.

Что будут делать молодые американцы, которые поймут, что готовность рисковать и усердно работать не гарантируют им обеспеченного будущего? Кто-то продолжит работать не покладая рук, согласившись на меньшее вознаграждение, кто-то решит пойти против системы. Очень может быть, что следующая перспективная отрасль экономики вырастет на идеях социализма или других антикапиталистических принципах.