Недавние выступления миллиардеров, банкиров и экономистов обличили острую проблему: богатые продолжают богатеть, а бедные — беднеть. Если это не исправить, по всему миру начнутся революции.
«Когда массы считают, что элитам достается слишком много, происходит одно из двух: законодательное перераспределение богатства или революционное распределение бедности», — цитирует BBC Russian заявление ветерана Уолл-стрит Алана Шварца.
О необходимости реформировать капиталистическую систему говорит также Рэй Далио, американский инвестор-миллиардер с состоянием в 17 млрд долларов. Он отметил, что в современном виде капитализм «не приносит пользы большинству людей».
Эта идея отражена в письме к кандидатам в президенты США, которое было опубликовано в сети 24 июня 2019-го года. Авторы послания также отметили, что неравенство подпитывает недовольство и разлад в обществе. Результат — рост недоверия к демократическим институтам.
Короли мира
В исследовании «Trends in Global Wealth Inequality and Poverty» говорится: 10% населения владеют 70% всех мировых активов. Почти вся сдача осела в карманах среднего класса Европы, США и Китая, составляющего 40% жителей этих стран.
Остальные — то есть каждый второй — довольствуются крохами с их стола: в их распоряжении всего 2% общего богатства.
И чем дальше, тем больше ускоряется эта концентрация денег, земель и собственности в руках состоятельных граждан. А доходы подавляющего большинства, напротив, фактически заморожены со времен финансового кризиса десятилетней давности.
Как только разрыв между богатыми и бедными становится слишком большим, появляется угроза. Мы помним Французскую революцию, Октябрьскую революцию. Начинаются народные волнения, и мы уже наблюдаем их», — предупреждает Пенни Голдберг, главный экономист Всемирного банка.
Угроза политического кризиса
Средний класс, который, к слову, тоже богаче не становится, начинает сомневаться в людях, которых когда-то выбирал. Главный экономист клуба богатых стран ОЭСР Лоранс Бун отмечает: раньше средний класс был подушкой безопасности для капиталистов и гарантировал им политическую стабильность. Но эти времена постепенно уходят в историю.
Это опасно, говорит Бун, поскольку в экономически развитых демократиях основная масса избирателей принадлежит как раз к прослойке между богатыми и бедными.
Средний класс сокращается, и общество поляризуется. Было намного легче, когда средний класс увеличивался и голосовал за реформы, которые открывали экономику и позволяли более равномерно распределять плоды экономического роста», — говорит она.
Что делать
Первое, что необходимо сделать, чтобы убрать опасные «перекосы» в системе — обложить налогами высокотехнологичные компании. Дело в том, что значительная часть экономической активности и занятости переместилась в интернет, а с ними ушли и налоги. Это подрывает возможности властей финансировать социальную сферу и латать бреши в экономике льготами и субсидиями.
Нужно сделать так, чтобы международные компании платили налоги там, где они зарабатывают, нанимают и производят», — отмечает Лоранс Бун.
Помимо регулирования бизнеса у властей есть и другие возможности повлиять на ситуацию. Если интернет и высокие технологии - основа новой экономики, значит, приоритетом для государства должен быть доступ людей к образованию и связи. Тут есть, к чему стремиться: сейчас меньше половины жителей сельской местности имеют доступ к быстрому интернету.
Мы подошли к критической черте, за которой все будет зависеть от нашей способности договориться. Ресурсов у нас достаточно, чтобы и с проблемами разобраться, и неравенство поправить, и производительность повысить так, чтобы общее богатство прирастало и было что делить», — говорит Рэй Далио.
Однако, отмечает он, есть опасность, что стороны займут непримиримые позиции и в результате либо от капитализма вовсе откажутся, либо он так и не будет реформирован, поскольку крайне правые будут бороться за его сохранение в неизменном виде, а крайне левые — за его полный слом.