Картина «Мелеагр и Аталанта», находящаяся в музее ИЗО Екатеринбурга, внезапно обнаружила благородные корни: на полотне нашли факсимиле фламандского живописца Якоба Йорданса VII века.
Радостная находка обнаружилась при подготовке к выставке «Окно в Европу. Искусство Голландии, Фландрии и Бельгии XVII - XIX веков». Работники музея увидели разложение лака в нижней части картины. После регенерации на полотне стала видна надпись: J JORDAENS FECIT («Я. Йорданс сделал»).
Предварительный анализ показал, что подпись находится в авторском красочном слое, сообщили в пресс-службе музея ИЗО. Теперь картина должна быть всесторонне изучена. Музейным работникам уже известно об истории полотна: оно попало в Екатеринбург в 1920х годах из Эрмитажа, где оказалась в 1920-е годы в результате перехода в собственность государства частного собрания. До сих пор «Мелеагр и Аталанта» считалась копией картины, находящейся в Королевском музее изящных искусств в Антверпене.
В прошлом году высокую оценку полотну Йорданса дали руководитель отдела искусства старых мастеров музея Лакенхол голландского города Лейдена Кристиан Фогелар и заведующий лабораторией масляной живописи Эрмитажа Виктор Коробов. Они предположили, что картина – не копия, а оригинал, но подтверждение этот тезис нашел только сейчас.
Якоб Йорданс как правило повторял свои любимые сюжеты в живописи неоднократно. Известно о существовании нескольких вариантов «Мелеагра и Аталанты». Уральский экземпляр почти полностью повторяет композицию антверпенской картины, но чуть большего размера (156,5х122,5 в Екатеринбурге против 152х120 в Голландии). Возможно, картина была надставлена при реставрации. Самое существенное отличие - это совершенно иной образ Аталанты, который больше походит на вариант, запечатленный на эскизе из музея Лихтенштейн в Вене.
Картину из уральской коллекции выделает и сам факт наличия подписи: фламандский художник редко подписывал свои работы, считая, что его всегда узнают благодаря неповторимому авторскому стилю.