Меню

Карточки «МЕТРО» безопасны для предпринимателей

о мнению Сергея Пепеляева, одного из ведущих российских экспертов в области налогового права, подобная предусмотрительность совсем не лишняя. Но только не в случае с «МЕТРО». Сергей Геннадьевич, с

Формат работы недавно открывшегося в городе торгового центра «МЕТРО Кэш энд Керри» пока что нов для Екатеринбурга. Поэтому некоторые предприниматели, потенциальные клиенты «МЕТРО», стремятся вникнуть во все детали, прежде чем начать совершать там закупки. Что может больше всего волновать руководителей фирм? Разумеется, налоговая тематика. Мысли о внезапной налоговой проверке бросают в холодный пот самых смелых, предприимчивых и умных, заставляя быть порой чрезмерно осторожными и даже подозрительными.

о мнению Сергея Пепеляева, одного из ведущих российских экспертов в области налогового права, подобная предусмотрительность совсем не лишняя. Но только не в случае с «МЕТРО».

Сергей Геннадьевич, скажите, почему российские предприниматели, включая тех, кто исправно платит налоги, так боятся проверок, которые проводят налоговые инспекции?

— Бояться есть чего. Дело в том, что на данный момент в России налоговое законодательство далеко от совершенства. Оно непредсказуемо. Но не само по себе, а с точки зрения постоянно появляющихся поправок и толкований. Это происходит, когда, например, какую-либо статью Налогового кодекса на протяжении последних десяти лет применяли и толковали вполне однозначно — и вдруг кому-то в налоговых органах пришло в голову иное толкование. После этого выходит поправка, и начинается шквал проверок на соответствие новым требованиям. Нужно ли говорить о том, что предприниматель, во избежание претензий со стороны налоговых органов, вынужден очень чутко следить за всеми изменениями в налоговом законодательстве и быть постоянно готовым менять собственную отчетность? Именно отсюда проистекает паническая боязнь налоговых проверок.

Недавно одно из екатеринбургских новостных агентств сообщило, не называя при этом конкретный источник информации, что через год налоговые органы могут начать проверки компаний, осуществляющих закупки в «МЕТРО Кэш энд Керри». Чем это, по вашему мнению, может быть обосновано?

— Это не более чем слухи. Хотя я понимаю, чем они могут быть вызваны. Дело в том, что недавно на церемонии открытия одного из магазинов мэр Москвы Юрий Лужков сказал, что, по данным торговой инспекции, после открытия ТЦ «МЕТРО» буквально все магазины и магазинчики в районе были вынуждены снизить цены, чтобы быть конкурентоспособными. Получается, что насколько разумные цены, ассортимент и высокий сервис «МЕТРО» привлекательны для покупателей, настолько же они отпугивают конкурентов.

Что же касается самой возможности налоговых проверок именно организаций — клиентов «МЕТРО», то это полный абсурд и с правовой, и с организационно-административной точки зрения. Дело в том, что согласно статье 87 Налогового кодекса РФ один и тот же налог у юридического лица может быть проверен только один раз. Теперь представьте, что налоговая инспекция хочет провести массовую кампанию среди покупателей «МЕТРО» с целью выявить некие злоупотребления. Сколько у «МЕТРО» в одном городе, одном районе таких компаний-клиентов? Сотни, тысячи. При этом перед налоговой инспекцией стоит задача проверить каждое юридическое лицо комплексно, всеобъемлюще. Не только по операциям с одним поставщиком, но по всем операциям. Потому что если налоговики не сделают это сразу, то утратят возможность проверить что-либо в дальнейшем. Поскольку статья 87, на которую я ссылался ранее, это запрещает. Так что ни одна налоговая инспекция организационно и технически не в состоянии провести подобную операцию.

Выходит, что во многом подобные слухи безосновательны не только с юридической точки зрения, но и с позиции здравого смысла?

— Абсолютно верно. И я скажу больше — подобных проверок не проводилось ни в Москве, ни в любых других городах, в которых работает «МЕТРО Кэш энд Керри».

То есть работа с «МЕТРО» не чревата абсолютно никакими юридическими рисками и, если к клиенту «МЕТРО» пожалуют сотрудники налоговой инспекции, закупки в торговом центре не вызовут никаких претензий, даже если они были произведены не для компании, а в личных целях сотрудников? Дело в том, что в анонимном сообщении о «возможных проверках» в качестве их причины указывалось то, что сотрудники компании, имея карточку «МЕТРО» и покупая в ТЦ что-то для себя, тем самым «вешают» свои покупки на баланс предприятия и вызывают тем самым несоответствия…

— Это утверждение абсолютно безосновательно. Дело в том, что налоговые инспекторы, проводя проверку, интересуются в первую очередь обоснованностью и разумностью затрат данного юридического лица. Скажем, предприятие выделило сотруднику 1000 руб. на покупку необходимых товаров в «МЕТРО». Придя в торговый центр, он также воспользовался случаем и на 500 руб. купил что-то себе…

И получилось так, что эти покупки «повисли» на балансе предприятия?

— Вовсе нет! На балансе предприятия есть 1000 руб., выданные на расходы работнику, зафиксированные по правилам бухгалтерского учета расходным кассовым ордером. Далее, когда сотрудник предприятия приносит покупки, это также заносится в бухгалтерские документы. Все остальное, что купил работник, воспользовавшись карточкой «МЕТРО», к отчетности отношения не имеет.

Значит, предприниматели могут разрешать своим сотрудникам оформлять карточки «МЕТРО», не боясь, что те будут активно ими пользоваться, совершая покупки для себя?

— Да, это так. Работа с «МЕТРО» и конкретно оформление и выдача сотрудникам карточек не несет абсолютно никаких рисков. Скажу больше — работа с «МЕТРО Кэш энд Керри» способствует снижению возможных претензий со стороны налоговых органов.

Это как?

— «МЕТРО» заботится не только о том, чтобы продать товар, но и как раз о том, чтобы у клиентов компании было меньше проблем, связанных с налоговой проверкой. Поэтому им выдается полный пакет документов, которые соответствуют всем требованиям российского законодательства. Разумеется, в отличие от непонятного, размытого чека, эти документы не вызовут абсолютно никаких подозрений. Почему? Потому что для российских налоговых органов, славящихся своей подозрительностью, главное — правильно оформить хозяйственную операцию. Достоинство «МЕТРО» состоит в том, что компания помогает это делать. Другими словами, работа с «МЕТРО Кэш энд Керри» делает отчетность компании-клиента более прозрачной. А прозрачность — именно тот фактор, который избавляет от проблем в случае возможных налоговых проверок.

Сергей Геннадьевич, спасибо за исчерпывающие комментарии. Что бы вы хотели посоветовать предпринимателям, что может помочь им избавиться от возможных проблем, связанных с визитом налоговых органов?

— Мой совет прост. Нужно очень внимательно относиться к учету всех операций и правильно отражать их в бухгалтерских документах. Если документы ведутся верно, с соблюдением всех требований российского законодательства, то я не представляю, какие претензии к предприятию могут предъявить налоговые органы.

«МЕТРО Кэш энд Керри»:

Сибирский Тракт (дублер), 21,

тел. 379-26-00,

www.metro-cc.ru

 

Сергей Пепеляев —

один из ведущих в России специалистов в области налогового права.

КАрьера: начав работать в области юриспруденции в 1987 г., сегодня он управляющий партнер одной из крупнейших в России юридических компаний «Пепеляев, Гольцблат и партнеры». В качестве эксперта г-н Пепеляев принимал участие в разработке действующего Налогового кодекса Российской Федерации.