Меню

Киностудия пошла на «мыло»

— С 2001 г. все киностудии страны находятся в процессе приватизации. Как он проходит на Свердловской киностудии? — Уже 50% киностудий, которые ранее были ФГУПами, стали государственными акционерны

После затяжного кризиса, смены топ-менеджмента и успеха фильма «Егерь» Свердловская киностудия перешла на новый формат кинофабрики — создала свое дистрибьюторское направление и кинокомпанию. Результат качественных преобразований — совместные проекты с Первым каналом и выход на рынок телевизионных сериалов. А 12 апреля киностудия презентует свой очередной проект — фильм «Первые на Луне». Генеральный директор Свердловской киностудии Михаил Чурбанов считает, что в следующем году консолидированный оборот студии (общий бюджет фильмов), может составить $10 млн, количество проектов дойдет до 15 вместо 2-3, как было еще пять лет назад.

— С 2001 г. все киностудии страны находятся в процессе приватизации. Как он проходит на Свердловской киностудии?

— Уже 50% киностудий, которые ранее были ФГУПами, стали государственными акционерными обществами. Мы сменили форму собственности около года назад. Сегодня перед всеми российскими киностудиями поставлена задача — разрабатывать инвестиционные проекты и программы. Единственная компания, где хотели запустить приватизацию, — киностудия им. Горького. Специалисты компании совместно с представителями Внешторгбанка разработали инвестиционную программу. Согласно ей банк должен был выкупить контрольный пакет акций предприятия. Однако процесс приватизации пришлось приостановить: на стадии конкурса стало понятно, что владельцем компании может оказаться и не Внешторгбанк, и если в банке государство еще уверено, то на решения частной компании оно влиять не сможет. Вот и получается, что по факту указ президента исполняется, но есть реальная угроза того, что киностудия может попасть «не в те руки».

— А если найдется «правильный» инвестор, ему продадут долю акций киностудии?

— Приватизация может войти в завершающую стадию не ранее 2008-2009 гг. До этого времени не может быть продажи никаких долей. Государство хочет продать акции киностудии не для того, чтобы получить прибыль — это на самом деле копейки, — а чтобы они попали в руки к эффективным управленцам. Пока государство таких не видит. Поскольку большинство киностудий находятся в центре города, это «лакомый кусочек» коммерческой недвижимости. Государство прекратило процесс приватизации, чтобы киностудии не превратились в обычные торговые центры.

Я считаю, что идеальный вариант — это смешанная форма собственности — частная и государственная. Может быть, через 5-10 лет будет эффективно только частное использование, но пока об этом говорить рано.

— Часть Свердловской киностудии уже стала торговым центром…

— Арендуемые «Сити-Центром» площади — это памятник архитектуры, который принадлежит государству, мы просто пользовались этими площадями. Государство передало их в аренду на 49 лет на условиях погашения кредиторской задолженности Свердловской киностудии. В 1998 г. мы находились в стадии банкротства. Эта сделка позволила нам существовать и работать.

— На пресс-конференции, посвященной презентации нового фильма, вы заявили о том, что киностудии нужны павильоны на 3,5 тыс. кв. м. За счет каких площадей будет происходить это увеличение?

— Сейчас киностудия занимает примерно 1000 кв. м. Еще около 2 тыс. кв. м — в основном это те объекты, с которыми мы не можем эффективно работать, — сдаем в аренду. Коммерческое использование площадей приносит нам 40-50% прибыли. Новые площади мы намерены построить.

— Уже определен инвестор, объем вложений, место для строительства?

— Пока я не хочу говорить о том, где будем строить: все может поменяться. Нам нужно место с хорошей инфраструктурой и логистикой, с шумовой изоляцией. В идеале мы бы и гостиницу свою не прочь построить, чтобы располагать приезжих актеров. Ориентировочно мы хотим закончить строительство до конца 2007 г. Вложить в него планируется $4-5 млн, еще $3-4 млн уйдет на оборудование для павильонов. Новые площади позволят нам выйти на «непрерывное производство» телевизионных сериалов. Сегодня для кинофабрик, находящихся внутри страны, это основной заработок. У нас ведь 7 мес. в году — зима, в оставшиеся 5 можно снимать, но вероятность дождей 58%. Мы не изобретаем велосипед, а анализируем ситуацию: мы должны ставить на павильоны и работать в них 3/4 времени, тогда нас не будут волновать географические и погодные факторы. Это наша специфика. Сейчас постепенно происходит разделение по приоритетам на всех фабриках. Ялта, например, где 222 световых дня, всегда будет предлагать услуги для съемок фильмов. А мы больше будем заниматься сериалами. А еще, я уверен, рано или поздно в Екатеринбурге будет фабрика полнометражных мультфильмов — у нас очень сильная анимационная школа.

— А как же блокбастеры? Это тоже весьма доходный бизнес.

— Блокбастерами реально занимается только Первый канал. У нас уже есть совместный исторической проект «Колчак». Бюджет фильма около $5 млн, больше чем у «Ночного дозора». «Колчак» совершенно точно выйдет в широкий прокат — минимум 200-300 копий. Сложность в создании блокбастеров заключается не только в небольшом количестве съемочных дней, но и в том, что съемочные процессы централизованы в Москве. Нужно раз и навсегда это переломить и доказать, что кино может сниматься и за московской кольцевой. Вопрос ведь только в инвестициях и модернизации производства. А так мы готовы делать блокбастеры, в течение 1,5 месяцев вполне можно собрать команду и снять фильм самого высокого уровня. Это результат того, что мы за последние два года создали новый формат киностудии — кинофабрику.

— В чем принципиальное различие киностудии и кинофабрики?

— Киностудия — компания, которая снимает кино, а кинофабрика — компания, оказывающая услуги производства фильмов и телефильмов. Например, дистрибуцией мы вообще никогда не занимались. Раньше ведь как было? Брали кредиты под 2% годовых, а после окончания съемок фильм покупало государство. Если бы мне на таких условиях предложили делать кино, я бы спрогнозировал с точностью до 10 тыс. руб., когда и какие деньги мы заработаем. Сейчас мы дистрибуцию создаем с нуля. Специально для этого организовали прокатное управление Свердловской киностудии. Кроме того, при нашем содействии появилась кинокомпания «Страна». Она развивается самостоятельно, делает проекты и тем самым обеспечивает нас заказами. Кинофабрика живет за счет предложения услуг, чем больше вокруг нее компаний, которые привлекают инвесторов, договариваются об условиях дистрибуции, тем больше услуг окажет киностудия. Мы всеми силами способствуем любым проектам. Наш партнер тот, кто делает кино в Екатеринбурге. Мы сотрудничаем с 6 продюсерскими компаниями и сами активно содействуем бизнес-процессу продюсирования кино в полном цикле — от идеи до показа фильма зрителю. Только в этом режиме мы можем существовать при отсутствии госзаказов и приходящих клиентов. Если бы мы были в Москве, нам бы не пришлось решать таких задач. У Мосфильма, например, нет задачи выйти на цикл полного продюсирования.

— Считаете, что новый фильм «Первые на Луне» станет настолько же коммерчески успешным, как и «Егерь»?

— «Первые на Луне» — это скорее имиджевый фильм, рассчитанный на привлечение партнеров. Такие проекты — инвестиции в бренд. Это дебют режиссера и эксперимент по жанру, форме и технологии. Я называю картину «научно-исследовательской работой». Конечно, это будет не «Терминатор», хотя в фильме много спецэффектов. Зато, думаю, его ждет хорошая фестивальная судьба

— Выходит, это фильм «для души»?

— Я бы так не сказал. По-вашему, «Возвращение» — это фильм для души? Его сложно назвать коммерческим проектом. Бюджет картины составил $400 тыс., в российском прокате фильм собрал $400-450 тыс. А в прокате за рубежом он собрал $5,5 млн. Получается, что фильм окупился 15 раз. Если фильм смотрят, и он востребован, получается, что он коммерческий. И где эта грань между коммерческим и некоммерческим кино? Делая качественное кино, нам совсем не обязательно подражать Голливуду. Я думаю, сейчас в киноиндустрии страны есть все предпосылки для того, чтобы составить достойную конкуренцию Фабрике грез.

Ольга Рябова

ryabova@apress.ru