Лидеры ИT-индустрии готовят почву для радикального обновления наших представлений о привычном порядке вещей. Вице-президент Microsoft Business Solutions (MBS) Кирилл Татаринов рассказал «ДК» о наиб
Лидеры ИT-индустрии готовят почву для радикального обновления наших представлений о привычном порядке вещей. Вице-президент Microsoft Business Solutions (MBS) Кирилл Татаринов рассказал «ДК» о наиболее перспективных инновациях, которые, по мнению Microsoft, ожидают пользователей важнейшего сегмента ИT— бизнес-приложений.
Уже завтра клавиатура и мышь уступят место тактильным интерфейсам и даже бесконтактному общению, а привычные программы будут запускаться не на рабочих станциях, а в удаленных «облачных» дата-центрах. На исследования и разработку подобных инноваций корпорация Microsoft тратит в год $9 млрд— 15% от $60 млрд годового оборота. Столь серьезные инвестиции в НИОКР для компании— возможность выдерживать усиливающееся конкурентное давление, сохраняя и расширяя свою рыночную долю.
Рынок ИT двигает консьюмеризация
В сфере бизнес-приложений Microsoft на глобальном рынке конкурирует с компаниями, специализирующимися исключительно на корпоративном ПО,— Oracle и SAP. В России у Кирилла Татаринова, возглавляющего направление бизнес-приложений Microsoft во всем мире и подчиняющегося непосредственно гендиректору корпорации Стиву Баллмеру, несколько другая конкурентная ситуация. К глобальным вендорам добавляется сильный российский игрок— компания 1С.
Два года назад вы очень емко и наглядно обозначили конкурентную стратегию MBS в России: «Не пустить 1С вверх, не допускать SAP вниз». А как бы вы описали вашу стратегию сейчас?
— Очень просто: наше время пришло! (Энергично ударяет кулаком по столу.) Сегодня многие глобальные компании, у которых уже установлены ERP от SAP, выбирают системы управления от Microsoft. Так сложилось, что с помощью ERP SAP либо Oracle Financials большинство крупных компаний обеспечили централизованное управление финансами, но для оперативной деятельности использовать эти системы они не всегда хотят из-за их сложности в эксплуатации и стоимости. Если речь идет об оперативном и управленческом учете, все чаще люди предпочитают Microsoft Dynamics.
Что касается российского рынка, мы полагаем, что весьма успешно продвигаем наши ERP-продукты во всех сегментах.
Применимы ли инновации, в которые Microsoft вкладывает миллиарды долларов, в сфере бизнес-приложений, которой вы занимаетесь?
— Конечно. Развитие деловых приложений идет абсолютно в том же ключе, что и технологий в целом: происходит их консьюмеризация. Мы стремимся к тому, чтобы общение человека с компьютером было максимально удобным и понятным, и все больше говорим о том, что на смену привычным мышке и клавиатуре приходит Natural user interface, который позволяет технике понимать нас через движения нашего тела или соприкосновения с чувствительными поверхностями экрана (touch screen). С другой стороны, важно, чтобы у нас была возможность получить доступ к нашей информации из любого места и с любого носителя (устройства). Именно поэтому все популярнее становится тема «облачных» вычислений (предоставление ПО на условиях хостинга в «облаке».— Прим. ред.). «Облако» постепенно переходит из теоретических размышлений в практическое русло. Эти тенденции уже сегодня находят отражение в бизнес-приложениях Microsoft Dynamics, которые тесно интегрированы со всеми программными продуктами корпорации.
Помимо консьюмеризации наблюдаете ли вы еще какие-то явные тенденции?
— На мой взгляд, в бизнес-приложениях будущего все большую роль будут играть средства общения и коммуникации. Уже сейчас компании все больше предпочитают общение в on-line, нежели личные встречи и командировки. Тем более что результат получается практически одинаковый. В оn-line вас разделяет лишь прозрачная цифровая «стена», и участники такой виртуальной встречи, находясь порой на разных континентах, практически не чувствуют никаких трудностей в общении. Более того, участники совещания могут совместно работать над документами, рассматривая чертежи и редактируя файлы. И это технологии уже не завтрашнего, а практически сегодняшнего дня.
У нас готово телекоммуникационное решение нового поколения— Microsoft Lync Server 2010. Его «облачная» версия будет доступна как составная часть Microsoft Office 365 уже в 2011 г. Независимо от местоположения человека можно обмениваться мгновенными сообщениями, демонстрировать презентации, проводить аудио- и видеоконференции «без границ», используя при этом совершенно разные устройства.
На ваш взгляд, насколько рынок сегодня готов к использованию самых передовых технологических новинок?
— Увы, я бы сказал, что мы наблюдаем некоторую инертность со стороны пользователей деловых приложений. Наверное, все дело в привычке. Вот, например, интерфейс, над которым мы работали несколько предшествующих лет и который уже вышел в широкую продажу— multi-touch. Вы можете манипулировать объектами на экране, просто прикасаясь к его поверхности. В прошлом году мы демонстрировали удобство такого интерфейса на примере программы по управлению складами— кладовщик, прикасаясь пальцами к поверхности достаточно большого экрана, распределял объекты. Но нельзя сказать, что эти новейшие разработки уже получили широкое распространение на предприятиях. Информационные киоски в отелях, с помощью которых постояльцы находят нужные им данные, используя технологию multi-touch, стали гораздо популярнее.
А что вы думаете о трехмерном отображении данных?
— Это понадобится при манипуляции огромными массивами данных, которые можно представить только в трехмерном отображении. Экраны, отображающие трехмерную картинку, уже появились. Они продаются и быстро становятся популярными. Манипулировать трехмерными данными с помощью мышки и клавиатуры достаточно сложно, но это можно делать устройством, позволяющим виртуально или жестами «поворачивать» объемные объекты. Поэтому, с моей точки зрения, трехмерное представление информации и интерфейс, «понимающий» жесты, будут развиваться параллельно. Хирург, находясь в стерильной зоне операционной, иначе как жестами и движениями не сможет управлять компьютерной трехмерной системой.
Вопрос о мобильности, которая продолжает оставаться важнейшим трендом развития ИT-отрасли в целом. С вашей точки зрения, есть ли у пользователей бизнес-приложений потребность в их мобильном использовании?
— Область, где мобильность наиболее востребована уже сейчас,— это управление продажами. Именно поэтому у нас есть готовое мобильное решение для CRM, и наши партнеры много работают над тем, чтобы привнести дополнительные «мобильные возможности» в уже существующие продукты.
С другой стороны, мы предоставляем клиентам возможность мобильного доступа к ERP-системам через веб-браузер. Корпоративные порталы на базе MS Dynamics AX дают круглосуточный доступ к деловой информации всем авторизованным сотрудникам, клиентам и контрагентам. В России, например, Toyota построила на этой технологии решение по работе с автодилерами. Через их корпоративный портал заказы дилеров на автомобили и запчасти собираются в автоматизированном режиме.
Сейчас лицензии для веб-пользователей стоят на порядок дешевле стандартных лицензий на ERP-систему. Дешевле только хостинг— аренда лицензий по модели «облака».
А если представить себе гипотетического топ-менеджера или акционера крупной компании, перемещающегося по миру со своим BlackBerry или, возможно, каким-нибудь айпадом. Они смогут получить на свой гаджет, например, оперативную аналитику из корпоративной ERP-системы?
— Аналитику— да, и она придет к ним на мобильные устройства через Share Point, отлично работающий в операционной системе для гаджетов Phone 7. Но я бы не сказал, что это мейнстрим. Увы, пока наши клиенты далеко не в полном объеме используют богатые и разнообразные возможности современных информационных систем.
Будущее— за интуитивно понятными программами
Коллеги Кирилла Татаринова из Microsoft, прежде всего технологический гуру Крейг Манди, говорят о том, что ИT-отрасль стоит на пороге революции: грядет резкое увеличение производительности компьютеров.
Как прогнозируемый скачок в производительности отразится на бизнес-ПО?
— Я согласен с Крейгом: мы перед рывком. То, что есть в этом телефоне (достает из кармана смартфон), каких-то 15 лет назад занимало всю эту комнату. Теперь благодаря компактности телефона перед нами открываются потрясающие возможности и сценарии применения, которые люди совсем недавно и представить себе не могли. Рост производительности приведет к возможности точного прогнозирования— без колоссальных затрат. Это приведет к возможности планирования, которой не было раньше. К совершенно феноменальному доступу и обработке гигантских массивов информации. Наконец, к невиданным прежде возможностям отображения информации, потому что работа с графикой— очень затратный вычислительный процесс.
Думаю, многим нашим читателям интересно, как можно получить алгоритм процесса прогнозирования— в наших-то непредсказуемых условиях. Вероятно, чтобы составить точный прогноз, необходимо проанализировать несколько реальных кейсов и экстраполировать их результаты на будущее?
— Да, так и происходит. Вначале в лаборатории исследователи создают эти алгоритмы. Потом их тестируют на практике, в реальных условиях. Приведу пример из несколько иной области— управления ИT-инфраструктурой. Но этот пример показывает логику самого процесса, в том числе и для деловых приложений. Несколько лет назад наша исследовательская группа в Кембридже создала алгоритм моделирования загрузки компьютерных систем. Это чрезвычайно интересные идеи, что называется, определяющие будущее, позволяющие сбалансировать, распределить загрузку компьютеров в сети. Конечная цель таких исследований— обеспечить равномерную загрузку мощностей в дата-центрах. Исследователи со своими алгоритмами пришли в MSN (Microsoft Network — крупнейший мировой интернет-провайдер, веб-портал и поисковая система, созданные Microsoft.— Прим. ред.), у которых на тот момент был самый большой парк компьютеров. С помощью алгоритмов кембриджских ученых были собраны и обработаны данные— когда загружен один сервер и свободен другой и как можно перераспределить загрузку всей системы, чтоб она в каждый момент времени работала стабильно. Этот процесс продолжался пару лет. На базе алгоритмов было создано решение System Center Capacity Planner (планировщик централизованной загрузки системы.— Прим. ред.), которое многочисленные пользователи могли получить бесплатно по подписке на один из сервисов. Так масштаб тестирования самих алгоритмов был расширен многократно. Еще через пару лет стало ясно, что решение отточено до такого состояния, что можно было предлагать его рынку в виде коммерческого продукта. Что и произошло— появился System Center Virtual Machine Manager, балансирующий загрузку множества виртуальных вычислительных машин.
Очевидно, эти технологии необходимы для «облачных» вычислений, где задача распределения загрузки серверов— физических и виртуальных— одна из приоритетных.
— Да, так и есть.
С вашей точки зрения, какие массовые задачи в наибольшей степени будут подвержены переносу с рабочих станций и серверов пользователей в «облака» поставщиков этих сервисов?
— Прежде всего это электронная почта и то, что относят к базовым средствам продуктивности— компонентам Microsoft Office, средствам отображения порталов, бизнес-аналитики. Уже сейчас это все доступно в «облаке», и у нас есть множество клиентов, которые не хотят ждать, а просят предоставить им «облачные» сервисы сегодня. В течение последних трех лет был очень успешен наш сервис Business Productivity Online Suite, а недавно мы сделали очень важный для нас анонс: с нового года будет доступна его новая версия под названием Office 365. Фактически он включает полный пакет средств продуктивности, доступных из «облака». Следующая по значимости группа решений, хорошо сочетающаяся с «облачными» технологиями,— CRM. Но у клиентов разные представления о том, где должна быть размещена корпоративная CRM. Примерно половина считает, что «облако» им не подходит и система должна размещаться на их собственной площадке.
А ERP— можно ли ее сделать частью «облака»?
— Большинство наших клиентов пока очень остoрожны при обсуждении ERP и «облака» в едином контексте. Их заботят вопросы безопасности, сохранности собственных данных, доступа к ним. Надежность наших технологических решений должна пройти практическую проверку и стать очевидной для заказчика. И мы над этим активно работаем.
Какое-то время назад лидеры индустрии сделали модной тему низкого энергопотребления, особенно в части корпоративных серверов и оборудования для дата-центров. Это по-прежнему актуальная тема?
— Да, и с этой точки зрения «облако»— наиболее энергоэффективная концепция. Дата-центры, концентрирующие «облака», располагаются на территориях с наименьшей стоимостью электроэнергии. Охлаждение компьютеров в таких дата-центрах организовано самым оптимальным образом по сравнению с традиционной инфраструктурой.
В числе причин, тормозящих развитие современных ИT-решений в России, вы называли нежелание акционеров крупных и средних компаний инвестировать в новейшие продукты и таким образом модернизировать экономику. Может быть, на акционеров сможет повлиять большой фанат ИT и модернизации президент Медведев?
— Мысль интересная. В вопросах модернизации у нас одни цели и задачи. Мы активно работаем над этим.
С другой стороны, есть сопротивление и у персонала самих компаний, который зачастую воспринимает новые бизнес-приложения как угрозу своему статусу: а вдруг после внедрения нового продукта кого-то сократят.
— Внедрение новых технологий в первую очередь нацелено не на высвобождение людей, а на увеличение продуктивности: продаж, доходов, возврата инвестиций. Да, безусловно, люди высвобождаются— но прежде всего из нетехнологичных областей, и они должны решать совсем другие задачи— связанные с наукоемкими технологиями, производствами, в конечном счете— работать на ускорение роста бизнеса.
К чему готовиться этим людям— будут ли бизнес-приложения будущего не только производительными, но и сложными, громоздкими?
— Демографическая ситуация меняется: в компании приходят люди, которые выросли вместе с компьютером. Они хотят увидеть на своем рабочем месте приложения, похожие на те, к которым они привыкли. Те, что легко использовать, простые, интуитивно понятные, такие как Hotmail, MSN, Facebook. Если деловые приложения не будут их удовлетворять, они просто не станут работать с ними. Фактически мы должны дать такие программы, которые можно освоить, не открывая книжку. Мой двадцатидвухлетний сын работал в финансовом отделе ЮНИСЕФ (фонд помощи детям ООН.— Прим. ред.). К моему приятному удивлению, в этом отделе использовали ERP от Microsoft. Сын начал пользоваться системой, не открыв ни одной книжки, не прочитав руководства пользователя и не пройдя курса обучения. Он умел, как и все, пользоваться средствами Outlook и подобных продуктов. Этого оказалось достаточным, чтобы делать в ERP-системе все, что должен делать финансовый менеджер. Вот такими и должны быть бизнес-приложения— удобными и интуитивно понятными. Пришел— и начал работать.
Кирилл Татаринов
Вице-президент Microsoft по направлению бизнес-приложений Microsoft Dynamics
Образование: МИИТ, специальность «Электронно-вычислительные машины» (1986 г.), Хьюстонский университет, Executive MBA (1997 г.).
Карьера: 1986-1990 гг. — Институт электронных управляющих машин, специалист по микропрограммированию на ЭВМ СМ. В СССР создал продукт для автоматизации микропрограммирования; соучредитель стартапа Patrol Software (Австралия) — вывод на рынок системы управления ИT-инфраструктурой Patrol. В 1994 г. Patrol Software была продана BMC Software; 1994-2002 гг.— BMC Software, покинул компанию в должности старшего вице-президента; с 2002 г.— в Microsoft.
будущее безмышки иклавиатуры
Уже завтра клавиатура и мышь уступят место тактильным интерфейсам и даже бесконтактному общению, а привычные программы будут запускаться не на рабочих станциях, а в удаленных «облачных» дата-центрах. На исследования и разработку подобных инноваций корпорация Microsoft тратит в год $9 млрд— 15% от $60 млрд годового оборота. Столь серьезные инвестиции в НИОКР для компании— возможность выдерживать усиливающееся конкурентное давление, сохраняя и расширяя свою рыночную долю.
Рынок ИT двигает консьюмеризация
В сфере бизнес-приложений Microsoft на глобальном рынке конкурирует с компаниями, специализирующимися исключительно на корпоративном ПО,— Oracle и SAP. В России у Кирилла Татаринова, возглавляющего направление бизнес-приложений Microsoft во всем мире и подчиняющегося непосредственно гендиректору корпорации Стиву Баллмеру, несколько другая конкурентная ситуация. К глобальным вендорам добавляется сильный российский игрок— компания 1С.
Два года назад вы очень емко и наглядно обозначили конкурентную стратегию MBS в России: «Не пустить 1С вверх, не допускать SAP вниз». А как бы вы описали вашу стратегию сейчас?
— Очень просто: наше время пришло! (Энергично ударяет кулаком по столу.) Сегодня многие глобальные компании, у которых уже установлены ERP от SAP, выбирают системы управления от Microsoft. Так сложилось, что с помощью ERP SAP либо Oracle Financials большинство крупных компаний обеспечили централизованное управление финансами, но для оперативной деятельности использовать эти системы они не всегда хотят из-за их сложности в эксплуатации и стоимости. Если речь идет об оперативном и управленческом учете, все чаще люди предпочитают Microsoft Dynamics.
Что касается российского рынка, мы полагаем, что весьма успешно продвигаем наши ERP-продукты во всех сегментах.
Применимы ли инновации, в которые Microsoft вкладывает миллиарды долларов, в сфере бизнес-приложений, которой вы занимаетесь?
— Конечно. Развитие деловых приложений идет абсолютно в том же ключе, что и технологий в целом: происходит их консьюмеризация. Мы стремимся к тому, чтобы общение человека с компьютером было максимально удобным и понятным, и все больше говорим о том, что на смену привычным мышке и клавиатуре приходит Natural user interface, который позволяет технике понимать нас через движения нашего тела или соприкосновения с чувствительными поверхностями экрана (touch screen). С другой стороны, важно, чтобы у нас была возможность получить доступ к нашей информации из любого места и с любого носителя (устройства). Именно поэтому все популярнее становится тема «облачных» вычислений (предоставление ПО на условиях хостинга в «облаке».— Прим. ред.). «Облако» постепенно переходит из теоретических размышлений в практическое русло. Эти тенденции уже сегодня находят отражение в бизнес-приложениях Microsoft Dynamics, которые тесно интегрированы со всеми программными продуктами корпорации.
Помимо консьюмеризации наблюдаете ли вы еще какие-то явные тенденции?
— На мой взгляд, в бизнес-приложениях будущего все большую роль будут играть средства общения и коммуникации. Уже сейчас компании все больше предпочитают общение в on-line, нежели личные встречи и командировки. Тем более что результат получается практически одинаковый. В оn-line вас разделяет лишь прозрачная цифровая «стена», и участники такой виртуальной встречи, находясь порой на разных континентах, практически не чувствуют никаких трудностей в общении. Более того, участники совещания могут совместно работать над документами, рассматривая чертежи и редактируя файлы. И это технологии уже не завтрашнего, а практически сегодняшнего дня.
У нас готово телекоммуникационное решение нового поколения— Microsoft Lync Server 2010. Его «облачная» версия будет доступна как составная часть Microsoft Office 365 уже в 2011 г. Независимо от местоположения человека можно обмениваться мгновенными сообщениями, демонстрировать презентации, проводить аудио- и видеоконференции «без границ», используя при этом совершенно разные устройства.
На ваш взгляд, насколько рынок сегодня готов к использованию самых передовых технологических новинок?
— Увы, я бы сказал, что мы наблюдаем некоторую инертность со стороны пользователей деловых приложений. Наверное, все дело в привычке. Вот, например, интерфейс, над которым мы работали несколько предшествующих лет и который уже вышел в широкую продажу— multi-touch. Вы можете манипулировать объектами на экране, просто прикасаясь к его поверхности. В прошлом году мы демонстрировали удобство такого интерфейса на примере программы по управлению складами— кладовщик, прикасаясь пальцами к поверхности достаточно большого экрана, распределял объекты. Но нельзя сказать, что эти новейшие разработки уже получили широкое распространение на предприятиях. Информационные киоски в отелях, с помощью которых постояльцы находят нужные им данные, используя технологию multi-touch, стали гораздо популярнее.
А что вы думаете о трехмерном отображении данных?
— Это понадобится при манипуляции огромными массивами данных, которые можно представить только в трехмерном отображении. Экраны, отображающие трехмерную картинку, уже появились. Они продаются и быстро становятся популярными. Манипулировать трехмерными данными с помощью мышки и клавиатуры достаточно сложно, но это можно делать устройством, позволяющим виртуально или жестами «поворачивать» объемные объекты. Поэтому, с моей точки зрения, трехмерное представление информации и интерфейс, «понимающий» жесты, будут развиваться параллельно. Хирург, находясь в стерильной зоне операционной, иначе как жестами и движениями не сможет управлять компьютерной трехмерной системой.
Вопрос о мобильности, которая продолжает оставаться важнейшим трендом развития ИT-отрасли в целом. С вашей точки зрения, есть ли у пользователей бизнес-приложений потребность в их мобильном использовании?
— Область, где мобильность наиболее востребована уже сейчас,— это управление продажами. Именно поэтому у нас есть готовое мобильное решение для CRM, и наши партнеры много работают над тем, чтобы привнести дополнительные «мобильные возможности» в уже существующие продукты.
С другой стороны, мы предоставляем клиентам возможность мобильного доступа к ERP-системам через веб-браузер. Корпоративные порталы на базе MS Dynamics AX дают круглосуточный доступ к деловой информации всем авторизованным сотрудникам, клиентам и контрагентам. В России, например, Toyota построила на этой технологии решение по работе с автодилерами. Через их корпоративный портал заказы дилеров на автомобили и запчасти собираются в автоматизированном режиме.
Сейчас лицензии для веб-пользователей стоят на порядок дешевле стандартных лицензий на ERP-систему. Дешевле только хостинг— аренда лицензий по модели «облака».
— Аналитику— да, и она придет к ним на мобильные устройства через Share Point, отлично работающий в операционной системе для гаджетов Phone 7. Но я бы не сказал, что это мейнстрим. Увы, пока наши клиенты далеко не в полном объеме используют богатые и разнообразные возможности современных информационных систем.
Будущее— за интуитивно понятными программами
Коллеги Кирилла Татаринова из Microsoft, прежде всего технологический гуру Крейг Манди, говорят о том, что ИT-отрасль стоит на пороге революции: грядет резкое увеличение производительности компьютеров.
Как прогнозируемый скачок в производительности отразится на бизнес-ПО?
— Я согласен с Крейгом: мы перед рывком. То, что есть в этом телефоне (достает из кармана смартфон), каких-то 15 лет назад занимало всю эту комнату. Теперь благодаря компактности телефона перед нами открываются потрясающие возможности и сценарии применения, которые люди совсем недавно и представить себе не могли. Рост производительности приведет к возможности точного прогнозирования— без колоссальных затрат. Это приведет к возможности планирования, которой не было раньше. К совершенно феноменальному доступу и обработке гигантских массивов информации. Наконец, к невиданным прежде возможностям отображения информации, потому что работа с графикой— очень затратный вычислительный процесс.
Думаю, многим нашим читателям интересно, как можно получить алгоритм процесса прогнозирования— в наших-то непредсказуемых условиях. Вероятно, чтобы составить точный прогноз, необходимо проанализировать несколько реальных кейсов и экстраполировать их результаты на будущее?
— Да, так и происходит. Вначале в лаборатории исследователи создают эти алгоритмы. Потом их тестируют на практике, в реальных условиях. Приведу пример из несколько иной области— управления ИT-инфраструктурой. Но этот пример показывает логику самого процесса, в том числе и для деловых приложений. Несколько лет назад наша исследовательская группа в Кембридже создала алгоритм моделирования загрузки компьютерных систем. Это чрезвычайно интересные идеи, что называется, определяющие будущее, позволяющие сбалансировать, распределить загрузку компьютеров в сети. Конечная цель таких исследований— обеспечить равномерную загрузку мощностей в дата-центрах. Исследователи со своими алгоритмами пришли в MSN (Microsoft Network — крупнейший мировой интернет-провайдер, веб-портал и поисковая система, созданные Microsoft.— Прим. ред.), у которых на тот момент был самый большой парк компьютеров. С помощью алгоритмов кембриджских ученых были собраны и обработаны данные— когда загружен один сервер и свободен другой и как можно перераспределить загрузку всей системы, чтоб она в каждый момент времени работала стабильно. Этот процесс продолжался пару лет. На базе алгоритмов было создано решение System Center Capacity Planner (планировщик централизованной загрузки системы.— Прим. ред.), которое многочисленные пользователи могли получить бесплатно по подписке на один из сервисов. Так масштаб тестирования самих алгоритмов был расширен многократно. Еще через пару лет стало ясно, что решение отточено до такого состояния, что можно было предлагать его рынку в виде коммерческого продукта. Что и произошло— появился System Center Virtual Machine Manager, балансирующий загрузку множества виртуальных вычислительных машин.
Очевидно, эти технологии необходимы для «облачных» вычислений, где задача распределения загрузки серверов— физических и виртуальных— одна из приоритетных.
— Да, так и есть.
С вашей точки зрения, какие массовые задачи в наибольшей степени будут подвержены переносу с рабочих станций и серверов пользователей в «облака» поставщиков этих сервисов?
— Прежде всего это электронная почта и то, что относят к базовым средствам продуктивности— компонентам Microsoft Office, средствам отображения порталов, бизнес-аналитики. Уже сейчас это все доступно в «облаке», и у нас есть множество клиентов, которые не хотят ждать, а просят предоставить им «облачные» сервисы сегодня. В течение последних трех лет был очень успешен наш сервис Business Productivity Online Suite, а недавно мы сделали очень важный для нас анонс: с нового года будет доступна его новая версия под названием Office 365. Фактически он включает полный пакет средств продуктивности, доступных из «облака». Следующая по значимости группа решений, хорошо сочетающаяся с «облачными» технологиями,— CRM. Но у клиентов разные представления о том, где должна быть размещена корпоративная CRM. Примерно половина считает, что «облако» им не подходит и система должна размещаться на их собственной площадке.
А ERP— можно ли ее сделать частью «облака»?
— Большинство наших клиентов пока очень остoрожны при обсуждении ERP и «облака» в едином контексте. Их заботят вопросы безопасности, сохранности собственных данных, доступа к ним. Надежность наших технологических решений должна пройти практическую проверку и стать очевидной для заказчика. И мы над этим активно работаем.
Какое-то время назад лидеры индустрии сделали модной тему низкого энергопотребления, особенно в части корпоративных серверов и оборудования для дата-центров. Это по-прежнему актуальная тема?
— Да, и с этой точки зрения «облако»— наиболее энергоэффективная концепция. Дата-центры, концентрирующие «облака», располагаются на территориях с наименьшей стоимостью электроэнергии. Охлаждение компьютеров в таких дата-центрах организовано самым оптимальным образом по сравнению с традиционной инфраструктурой.
В числе причин, тормозящих развитие современных ИT-решений в России, вы называли нежелание акционеров крупных и средних компаний инвестировать в новейшие продукты и таким образом модернизировать экономику. Может быть, на акционеров сможет повлиять большой фанат ИT и модернизации президент Медведев?
— Мысль интересная. В вопросах модернизации у нас одни цели и задачи. Мы активно работаем над этим.
С другой стороны, есть сопротивление и у персонала самих компаний, который зачастую воспринимает новые бизнес-приложения как угрозу своему статусу: а вдруг после внедрения нового продукта кого-то сократят.
— Внедрение новых технологий в первую очередь нацелено не на высвобождение людей, а на увеличение продуктивности: продаж, доходов, возврата инвестиций. Да, безусловно, люди высвобождаются— но прежде всего из нетехнологичных областей, и они должны решать совсем другие задачи— связанные с наукоемкими технологиями, производствами, в конечном счете— работать на ускорение роста бизнеса.
К чему готовиться этим людям— будут ли бизнес-приложения будущего не только производительными, но и сложными, громоздкими?
— Демографическая ситуация меняется: в компании приходят люди, которые выросли вместе с компьютером. Они хотят увидеть на своем рабочем месте приложения, похожие на те, к которым они привыкли. Те, что легко использовать, простые, интуитивно понятные, такие как Hotmail, MSN, Facebook. Если деловые приложения не будут их удовлетворять, они просто не станут работать с ними. Фактически мы должны дать такие программы, которые можно освоить, не открывая книжку. Мой двадцатидвухлетний сын работал в финансовом отделе ЮНИСЕФ (фонд помощи детям ООН.— Прим. ред.). К моему приятному удивлению, в этом отделе использовали ERP от Microsoft. Сын начал пользоваться системой, не открыв ни одной книжки, не прочитав руководства пользователя и не пройдя курса обучения. Он умел, как и все, пользоваться средствами Outlook и подобных продуктов. Этого оказалось достаточным, чтобы делать в ERP-системе все, что должен делать финансовый менеджер. Вот такими и должны быть бизнес-приложения— удобными и интуитивно понятными. Пришел— и начал работать.
Кирилл Татаринов
Вице-президент Microsoft по направлению бизнес-приложений Microsoft Dynamics
Образование: МИИТ, специальность «Электронно-вычислительные машины» (1986 г.), Хьюстонский университет, Executive MBA (1997 г.).
Карьера: 1986-1990 гг. — Институт электронных управляющих машин, специалист по микропрограммированию на ЭВМ СМ. В СССР создал продукт для автоматизации микропрограммирования; соучредитель стартапа Patrol Software (Австралия) — вывод на рынок системы управления ИT-инфраструктурой Patrol. В 1994 г. Patrol Software была продана BMC Software; 1994-2002 гг.— BMC Software, покинул компанию в должности старшего вице-президента; с 2002 г.— в Microsoft.