Меню

Китайские кластеры могут делать все

Григорий Потемкин создатель проекта RealChinaTea (Китай) Я отлично помню свои ощущения, когда прилетел в Китай впервые семь лет назад. Тогда я был просто шокирован количеством промышленных предпри

Григорий Потемкин создатель проекта RealChinaTea (Китай)
Я отлично помню свои ощущения, когда прилетел в Китай впервые семь лет назад. Тогда я был просто шокирован количеством промышленных предприятий, заводов, фабрик и мануфактур. И крайне удивлен тем фактом, что все они мирно соседствуют друг с другом, зачастую выпуская идентичную продукцию.
Сейчас, после того как я прожил в Китае несколько лет, многие вещи, которые раньше меня поражали, кажутся вполне логичными. Например, в Китае успешно функционирует так называемая кластерная экономика. Говорят, в Свердловской области тоже решили создать несколько кластеров. Я не очень представляю, как это будет организовано, а вот об устройстве китайской системы представление имею.
В Китае правительство страны, условно говоря, делит территорию на промышленные зоны. А потом говорит предпринимателям и инвесторам: «Вот, ребята, эта зона для машиностроения, эта — для электроники, эта — для металлургических предприятий, эта — для текстильной промышленности» и т. д. В каждой такой зоне за бюджетные деньги, причем очень быстро, создается глобальная инфраструктура, которая способствует развитию именно этой конкретной отрасли. Строятся железные дороги, автобаны, аэропорты, гигантские выставочные центры, проводятся мощнейшие рекламные акции — не только в федеральном масштабе, но и в мировом. Так, многие, кто работает с Китаем, знают, что город Шенчжень и его окрестности — это столица электроники. Тут тысячи заводов по выпуску всевозможных электронных девайсов. Провинция Фуцзянь — это текстиль, ткани и швейное производство. Тяньцзынь — это металлургия и машиностроение и т. д. Каждая область специализируется на чем-то своем.
Это выгодно всем. Выгодно клиентам, которым не нужно летать по всей стране в поисках подходящего поставщика. Достаточно приехать в такой кластер и там найти все, что нужно, в одном месте. Это выгодно поставщикам. Ведь таким образом они получают постоянный и бесперебойный поток клиентов. Да, тут жесткая конкуренция. Но тут и трафик. Если предприятие делает свою работу качественно, без заказчиков оно не останется при любом уровне конкуренции.
Другое дело, что вокруг предприятий кормятся целые армии посредников. Они представляются сотрудниками крупных заводов. А на самом деле могут работать с мелкими — исходя из того, куда выгоднее перебросить заказ. Для клиента из другой страны неприятность не в том, что посредники берут свой процент, а в том, что через них сложно обеспечить стабильность качества поставок. Хотя есть некоторые способы понять, представитель завода перед вами или посторонний. Стандартный прием — назначить встречу на территории интересующего предприятия и сличить надпись на визитке китайца с вывеской на проходной.
У многих моих знакомых в России до сих пор жив стереотип по поводу того, что в Китае все делается «на коленке», на частных убогих фабриках. На самом деле все это уже давно не так. Безусловно, тут множество частных мануфактур с минимальным уровнем автоматизации производства. Но, как я вижу, они отживают свой век. Они еще работают и пока успешны. Но у них нет светлого будущего.
За последние десять лет в Китае возведены тысячи сверхсовременных заводов, работающих в разнообразных сферах промышленности. Это гигантские предприятия, с профессиональным менеджментом, с автоматизированным производством, системами контроля качества мирового уровня. Сотрудники их отделов продаж говорят на всевозможных языках мира.
И если в России крупные предприятия — это либо неф­тянка, либо металлургия, либо машиностроение, то в Китае действительно огромное предприятие может выпускать все, что угодно. Так, недавно я был на крупнейшем в мире заводе по производству джинсов. 240 тыс. кв. м производственных площадей. 9 тыс. сотрудников. 350 крупных заказчиков из 70 стран. Джинсы всех возможных марок и фасонов! Кто бы мог подумать, да? А два месяца назад я побывал на заводе по производству велосипедов. 120 тыс. велосипедов ежемесячно. Тут размещают свои заказы почти все мировые бренды. Плюс внутренний рынок. И так далее. Я думаю, если захотеть, то в Китае можно отыскать завод по производству, например, пуговиц, оборот которого будет сравним с оборотом Уралвагонзавода.
Масштаб производства — вот что удивляет всех без исключения, кто приезжает в Китай, чтобы делать бизнес. Неважно, в какой сфере вы работаете, ваше предприятие может быть гигантским, если рынок сбыта — это целый мир.
Колонка написана специально для «Делового квартала»