Капремонты многоквартирных домов скоро будут оплачивать жильцы – такой порядок устанавливает новый закон, принятый Государственной Думой в первом чтении.
Несколько раньше руководители страны объяснили, что у «Фонда содействия реформированию ЖКХ», который финансировал капремонты прежде, теперь другой приоритет – отселять людей из аварийного жилья.
Предполагается, что на местах появятся региональные фонды. Законодатели предлагают два варианта их наполнения. Согласно первому, жильцы всех домов в городе будут регулярно отчислять некую сумму в общий котел, а органы управления муниципалитета – запускать эти средства на капремонты домов в соответствии с графиком.
Второй подход, с точки зрения собственников квартир, более справедлив – каждый дом получает некий лицевой счет и аккумулирует на нем деньги жильцов, чтобы начать ремонт по решению общего собрания.
Достоинства и недостатки того и другого способа понятны. В каждом регионе местные законодатели выберут свою модель.
Но у депутатов к тексту закона множество вопросов: каким будет механизм использования ресурсов, смогут ли фонды занимать деньги в финансовых структурах, предполагается ли участие государства и так далее. Понятно, что людей пугают дополнительные затраты, которые им придется нести.
Существует ли практика такой деятельности в стране?
Да, впереди всех республика Татарстан, где с жителей собирают около 2 млрд руб. в год и тратят эти деньги на капремонты домов.
Но в Екатеринбурге такая работа тоже ведется – ничуть не хуже, а может быть, и лучше. Просто мы никогда эту тему не афишировали. В отсутствие законодательной базы город собирает деньги с жильцов на добровольной основе – по решениям общих собраний в конкретных домах. За год набегает достаточно серьезная сумма – около 1,2 млрд руб. И только благодаря этим деньгам мы до сих пор занимаемся капитальными ремонтами.
Норматив отчислений на капремонты, принятый в Екатеринбурге – 5 руб./кв. метр. Если в новом федеральном законе показатель будет таким же, что вполне вероятно, дополнительной финансовой нагрузки наши люди не ощутят. В этом смысле опасаться им нечего.
Так вот. Закон о финансировании капремонтов я считаю очень важным. Без него мы все дальше загоняем себя в тупик, потому что класс собственников жилья, о котором много говорили в 90-е гг., так и не сложился. Граждане (и это их право!) не хотят быть собственниками, или хотят, но с оговорками – они готовы получать преференции как владельцы жилплощади, но избегают ответственности, говоря: «Пусть этот крест несет государство!»
Этот гордиев узел придется разрубать и, возможно, в связи с новым порядком ремонта многоквартирных домов, очень скоро. Потому что сейчас мы несем в коммунальной сфере самые мощные социальные нагрузки – ни в одной стране Восточной Европы нет такого дешевого содержания жилья. И нигде нет такого ненормального количества собственников – если человек понимает, что не в состоянии содержать собственный дом или квартиру, он довольствуется съемными.
И у нас тоже есть люди, для которых платежи, связанные с капитальными ремонтами, обременительны. Они проклинают себя за то, что ввязались в приватизацию, готовы отказаться от собственности и жить на условиях найма.
Что делать? Я выскажу свое личное мнение. Неофициальное.
Первое – нужно ограничить приватизацию одним годом. Объявить: в этот срок желающие могут получить квартиры в собственность бесплатно. Больше такой возможности не будет. И уже не отходить от этого посыла, а действовать в соответствии с ним.
Второе – нужно официально дать задний ход в вопросах реприватизации. Путь те, кто расхотел быть собственником, живут в своих квартирах на условиях найма. Тем более, что наше законодательство это позволяет. На улицу никого не выгонят.
Давайте уже решим, какую часть социальной сферы государство берет на себя (в частности, отселение людей из аварийного жилья), а что положено делать гражданам (платить за ремонт собственных домов и квартир).
И чем скорей мы поставим точку в этом вопросе, тем лучше.
Колонка написана на основе выступления на круглом столе по проблемам ЖКХ в рамках выставки «Иннопром-2012»