Цена билетов российского лоукостера «Победа» на лето практически сравнялась с ценами обычных авиакомпаний. После выхода «Победы» на рынок им пришлось пересмотреть свою ценовую политику.
При этом у самой «Победы» возможностей для снижения издержек – минимум, констатирует «РБК». Данные сервиса поиска авиабилетов Aviasales констатируют: минимальные тарифы авиакомпаний по состоянию на 18 марта, не включающие плату за провоз багажа (за исключением «Аэрофлота», так как у компании нет безбагажного тарифа), почти сравнялись и у лоукостера, и у стандартных авиакомпаний. Проводился анализ стоимости цен на билеты в две стороны с пребыванием на курорте 2 недели.
По данным Aviasales, средняя стоимость билетов «Победы» из Москвы до Сочи, Анапы, Геленджика на июнь—август составляет 13,6 тыс. руб. Такие же цены у UΤair, а средняя цена перелета «Уральскими авиалиниями» и «Аэрофлотом» — 14,4 тыс. руб. и 15,2 тыс. руб. соответственно. Билеты S7 до Анапы и Сочи (компания не летает в Геленджик) стоят в среднем 13,7 тыс. руб., у «Победы» средняя цена на эти два направления — 12,5 тыс. руб.
Не «все включено»
В стоимость билетов «Победы» входит перевозка 10 кг багажа в грузовом отсеке, при превышении этого веса пассажир платит 1,5-2,5 тысячи рублей в одну сторону. Вся ручная кладь также оплачивается дополнительно. В зависимости от веса рюкзака, сумки или коробки за них в салоне пассажиру нужно будет заплатить от 999 руб. до 1,8 тыс. руб. в одну сторону. Таким образом, начальная стоимость билета «Победы» может вырасти максимум на 8,5 тыс. руб.
Порой у «Победы» билеты стоят дороже, чем у классических авиакомпаний. Так, в августе перелет до Геленджика и обратно, по данным Aviasales, у UΤair стоит 14,9 тыс. руб., а у «Победы» — 18,8 тыс. руб., то есть на 20% дороже. Примерно такая же разница в цене билетов до Анапы.
Исходя из данных онлайн-сервиса бронирования OneTwoTrip, средняя стоимость билетов «Победы» на те же направления и в тот же период составляет 11,8 тыс. руб. против 13,5 тыс. руб. у традиционных перевозчиков. Сервис провел анализ минимальной стоимости билетов 101 авиакомпании на последние 15 дней июня, июля и августа. При этом учитывались «прямые» цены «Победы», которые указаны на сайте авиакомпании. Именно поэтому данные разнятся с Aviasales. В целом по России (без учета Санкт-Петербурга — туда билеты продаются пока только на май), билеты «Победы» на предстоящее лето стоят в среднем 9,6 тыс. руб. против 11,4 тыс. у регулярных авиакомпаний, подсчитал OneTwoTrip.
Летать за рубеж «Победой» на ряд направлений тоже дороже. Например, по данным Aviasales, билеты лоукостера до Ларнаки и обратно на две недели в июне-августе стоят в среднем 22,9 тыс. руб. У S7 и «Уральских авиалиний» это 21,4 тыс. и 22,8 тыс. руб. соответственно. До Мюнхена и обратно «Победой» можно слетать за 14,8 тыс. руб. против 14,6 тыс. руб. у S7.
Спасет ранняя покупка
Представитель «Победы» утверждает, что в среднем авиакомпания продает билеты на 20-25% дешевле, чем классические компании. По его словам, «Победа» применяет динамическую систему тарифообразования, которая зависит от многих фактов: сезонности, спроса, глубины продажи и т.д.
«Тому, кто хочет сэкономить, нужно заранее выбирать «голый» тариф, оплачивая минимальный набор услуг», — советует он.
«Ценообразование «Победы» не уникально, иностранные лоукостеры применяют похожую ценовую политику», - отмечает директор по развитию OneTwoTrip Аркадий Гинес.
Пиар-директор Aviasales Янис Дзенис согласен, что по России лучшие цены почти всегда у «Победы». Однако за те полтора года, что работает авиакомпания, отличия в ценах стали минимальны. По оценке OneTwoTrip, сейчас цены «Победы» в среднем на 16% ниже, чем у традиционных авиакомпаний на одних и тех же направлениях (за исключением Санкт-Петербурга), в то время как сразу после старта работы лоукостера, весной 2015 года, разница составляла 35–45%, говорит Аркадий Гинес.
«Если же учитывать минимальную цену «Победы», разница могла достигать 2,5–3 раз», — добавил он.
Олег Пантелеев, глава аналитической службы агентства «Авиапорт», констатирует, что цены билетов у «Победы» сближаются с обычными авиакомпаниями еще и потому, что традиционные перевозчики снижают цены из-за конкуренции с лоукостером.
«Размывание границ между регулярными авиакомпаниями и лоукостерами — мировой тренд последних нескольких лет», — соглашается Гинес.
Дмитрий Хаванский из Skyscanner соглашается с тем, что классических перевозчиков заставляет снижать цены появление бюджетной авиакомпании. По его словам, это делается с помощью гибких и безбагажных тарифов.
«Так работают S7, «Уральские авиалинии» и UTair. Например, весной 2015 года, когда «Победа» пришла в Астрахань, у регулярных авиакомпаний в среднем минимальная цена билета Москва — Астрахань составляла 3,6–3,7 тыс. руб. У «Победы» в Астрахани на «старте» минимальная цена была 999 руб. Уже к осени стоимость регулярных рейсов опустилась до 3 тыс. руб., а в декабре с введением безбагажных тарифов — до 1,5–2 тыс. руб.», - вспоминает Гинес.
Эксперт говорит, что с декабря 2015 года в среднем стоимость билетов на внутренних направлениях снизилась на 25–30%. При этом «Победа» возможностей для снижения цен внутри страны почти не имеет, так как в России плохо развита сеть региональных аэропортов, считает Дзенис. A условно дорогие билеты в летний период должны компенсировать дешевые билеты в низкий сезон.
«Победа» вышла в «плюс»
Отметим, 4 марта стало известно, что «Победа» вышла в прибыль уже через год полетов. Вместо запланированного убытка в 1,5 млрд руб. авиакомпания по результатам первого года работы вышла на небольшую прибыль по РСБУ, пишут «Ведомости» со ссылкой на топ-менеджеров двух компаний из авиационной индустрии, которые рассказали об этом со слов гендиректора компании Андрея Калмыкова. Пресс-служба «Аэрофлота», уточняет издание, подтвердила информацию о прибыли.
Компания заработала 37 млн руб. чистой прибыли по итогам 2015 года при выручке около 11 млрд руб. Еще один источник сообщил, что по планам в 2015 году компания должна была получить убыток в 1,5 млрд руб.
«Самолеты «Победы» (в парке 12 новых Boeing 737) эксплуатируются сверхинтенсивно: в воздухе они проводят 14 часов в сутки. Это дает низкие операционные затраты на один летный час. Компания серьезно экономила топливо: например, было снято ненужное оборудование (печи для разогрева еды, тележки и др.), самолеты стали легче на 1,5 т каждый, что снизило стоимость летного часа еще примерно на 380 руб., разработанная совместно с Boeing технология руления на одном двигателе дала экономию 100 кг топлива на каждом рейсе», — говорит источник.
Первый рейс самолет авиакомпании «Победа» совершил 1 декабря 2014 года. Изначально авиакомпания летала только по внутренним направлениям, в том числе в Белгород, Екатеринбург, Новосибирск, Тюмень, Сочи. Позже лоукостер начал работать на международных направлениях.