Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов заявил, что в течение 5 лет его университет полностью откажется от чтения лекций. Отправятся ли традиционные школы на свалку истории, или слухи об их гибели преувеличены?
Рынок онлайн-образования растет год от года. Кажется, в таком формате сегодня можно обучиться чему угодно — от рисования до программирования и даже управления бизнесом (с получением диплома MBА). «Смерть» классического формата обучения, когда преподаватель и слушатели встречаются в аудитории, представляется скорой и неизбежной.
Так ли это? В каких случаях онлайн-образование — альтернатива классическому формату и в каких нет? Как застраховаться от профанации, выбирая школу или курсы, ведь предложений — миллион. Руководители двух бизнес-школ, в которых есть обучение и в классическом очном и в онлайн форматах, поделились своими наблюдениями.
Уйдет ли все бизнес-обучение в онлайн?
— Если необходимо получить информацию, концентрированно, в удобное для тебя время, то онлайн-образование — альтернатива классическому формату. По мере продвижения и погружения в тему необходим «живой» контакт с учителем, поскольку появляются вопросы, сомнения, желание поспорить. И что делать, если образовательный проект породил десять тысяч таких желающих?
Учитель — определяющий «фактор» в том, насколько глубоко будет освоен предмет. К тому же живой контакт — сильный мотиватор. Разве человек в телевизоре вызывает у нас те же эмоции, что и рядом стоящий?
Бизнес-образование не уйдет полностью в онлайн, как и не исчезли велосипеды, парусные яхты, электронные лампы, фотопленки и собачьи упряжки. Онлайн-образование — современный тренд, дополнение, но не панацея.
СПРАВКА
— Я не планировал быть бизнес-тренером, сначала обучал только клиентов «Института бизнес-аналитики» делать отчеты в аналитических системах, которые мы внедряли. Есть методические принципы (об этом я написал книгу «Дашборд для директора») и конкретные техники работы с данными, создания отчетов в разных программах. Позднее я стал выступать на конференциях, проводить мастер-классы по визуализации данных. Из этого выросло образовательное направление нашего бизнеса.
Раньше я относился к онлайн-обучению скептически, да и сейчас считаю очный формат более эффективным. Однако, работая на федеральном уровне, без него не обойтись. Большинству людей сложно и дорого вырываться на несколько дней в Екатеринбург или Москву, где я преподаю. Понимая это, несколько лет назад мы решили запустить онлайн-программы. Они востребованы: в 2019 г. у меня прошли обучение 1100 человек, из них порядка 700 в онлайн-формате и 400 — в традиционном.
Видео-уроки — лишь верхушка айсберга. Огромный пласт работы связан с администрированием, кураторством, проверкой домашних заданий. Некоторые наивно полагают, что можно записать курс и дальше зарабатывать на нем, не особо напрягаясь. Уверяю, это миф.
СПРАВКА
Каковы преимущества и «проблемные зоны» дистанционного формата обучения?
Алексей Колоколов:
— Во-первых, онлайн-обучение требует большей самодисциплины: часто слушатели оплачивают обучение, но откладывают его «на потом» и в итоге забрасывают. В среднем по рынку лишь 40% группы проходят онлайн-курсы до конца, у нас этот показатель значительно выше — 60%. Пришлось потрудиться, чтобы адаптировать программы к специфике восприятия слушателей, менять структуру, привносить элементы геймификации.
Во-вторых, очный формат обучения более персонализированный. Он позволяет плотнее взаимодействовать с аудиторией, мотивировать слушателей, заряжать энергией. Поэтому я считаю его более эффективным.
Нивелировать недостатки и использовать достоинства традиционного и онлайн-обучения позволяет гибридный формат. Среди наших клиентов много промышленных компаний («СИБУР», УГМК, «Норникель», «Газпром нефть»), расположенных в разных регионах.
Мы сначала даем подготовительный онлайн-курс продолжительностью от 4 до 8 часов. Он позволяет погрузиться в тему и сократить разрыв между новичками и более продвинутыми сотрудниками. Второй этап — очное обучение на месте в течение нескольких дней. После чего слушатели получают домашнее задание, и мы снова взаимодействуем на «удаленке». Спустя 2-3 недели я опять выезжаю к заказчику на презентацию выпускных работ. То есть, компания платит не просто за знания в головах сотрудников, а за результат — новые отчеты, которые они внедрили на работе.
Ольга Жигальцова:
— С точки зрения получения информации по предмету онлайн-формат очень хорош, поскольку позволяет учиться, когда есть время, и при необходимости повторить урок. При этом онлайн-формат еще в своем «детском саду». Что делать, если ты чего-то не понял, потому что объяснение было недостаточно внятным? Офлайн под это «заточен».
Сильнейшее ограничение проверки качества усвоения материала на онлайн курсах — ресурс автора курса. Если с этим ничего не сделать, будет такое же число студентов, как и в офлайн, только из разных городов. При этом воздействие на студента оказывается намного слабее. Можно отказаться от проверки (так чаще всего и поступают), но при этом качество подготовки снижается до уровня профанации.
Реже этот процесс автоматизируют. Но что делать, если ты не согласен с ответами? Проработать тесты также тщательно, как сделало ГИБДД, практически невозможно. Как правило, в преподаваемых курсах есть экспертная оценка, но нет правильной, как в ПДД.
Я знаю только один пример — таллиннскую онлайн-школу Premium Management, где отсутствовало ограничение получения обратной связи: автор — Владимир Тарасов замкнул студентов друг на друга. Однако, к студентам не всегда есть доверие — они, как и ты, бредут в неизвестное. В конце автор дает правильный ответ, но обсудить его уже нельзя.
Обучаясь онлайн, архисложно приобрести навык. Максимально в этом направлении продвинулись пока только языковые курсы.
Нас стимулируют учиться такие факторы, как сильное впечатление от достижений самого автора курса или предмета в его исполнении, желание быть отмеченным или замеченным, страхи быть хуже всех, не оправдать ожидания. При обучении в онлайн-формате все это практически не работает. Чтобы учиться самостоятельно, дистанционно, надо иметь сильную мотивацию.
В общем, онлайн-формат для взрослых и «самомотивированных» людей. А таких, к сожалению, меньшинство.
Рынок образования наводнен учителями и школами. Как отсеивать «шлак», по каким критериям выбрать школу?
Алексей Колоколов:
— Наш «Институт бизнес-аналитики» можно назвать крафтовой бизнес-школой. Мы выбрали нишу управленческой отчетности и не собираемся уходить в масс-маркет. Я убежден в преимуществах такого формата для обеих сторон — заказчика и преподавателя. Я против универсальных бизнес-школ — своего рода гипермаркетов в сфере образования, где обучение поставлено на поток. Невозможно быть одинаково хорошим экспертом в разных областях. На мой взгляд, нишевые школы обеспечивают лучшее качество обучения, глубину и актуальность знаний.
Своего рода лакмусовой бумажкой при выборе школы может выступить обновляемость контента. В нашей сфере все устаревает буквально за пару лет. «Нишевые» школы, как правило, постоянно актуализируют информацию, в то время как большие онлайн-школы просто не успевают это делать.
Ольга Жигальцова:
– Выбор «школы» всегда связан с доверием – конкретному человеку, репутации школы, рекомендациям выпускников. Я считаю определяющим фактором выбора «калибр» учителя: хорошие преподаватели в плохих бизнес-школах не работают.
Еще успех ученика впрямую зависит от уровня экспертности авторского состава и от состава учебной группы.