«Если ваш клиент есть в интернете, значит в 2016 г. надо его привлекать по-другому». Три тренда, которые уральский бизнес должен учесть, если хочет эффективно продавать через интернет.
Евгений Коробин до 2016 г. работал директором по маркетингу в крупной торговой компании в Челябинске, и только в конце лета, после обучения на MBA, переехал в Екатеринбург. Он еще не вышел на новое место (у предшественника заканчивается двухмесячная отработка), но предварительный анализ маркетинговой активности своей фирмы уже провел.
«Представьте себе организацию, которая ежемесячно тратить пятизначные суммы просто за попадание в ТОП в поисковиках, и делает так уже года четыре. При этом никто не замечает, что ситуация поменялась и привлечение клиентов через интернет и тот же SEO нужно делать по-другому уже куда более интересным», — отмечает г-н Коробин.
За три месяца он успел побывать в пяти компаниях на собеседованиях, и в четырех из них схожая же картина. Разнятся только суммы. Проблема, которую отметил маркетолог, как снежный ком нарастала на рынке интернет-маркетинга Екатеринбурга последние пару лет.
«Разговоры про смерть SEO идут года этак 2011 г., однако в нынешнем году привычное продвижение сайтов имеет все шансы серьезно видоизмениться. В течение всего 2015 г. поисковые системы перестраивали и усложняли свои алгоритмы, что привело к существенным переменам в продвижении в ТОП выдачи конкретных запросов. Компании, которые будут продолжать цепляться за классическое продвижение в ТОП, рискуют столкнуться с серьезными проблемами», — комментирует Артур Черемисин, директор компании «Лидер Поиска».
По словам эксперта, как когда-то многим организациям трудно было объяснить полезность работы с поисковиками и самого по себе поискового продвижения, так теперь им трудно увидеть происходящие изменения в этой сфере. Эксперт обращает внимание, как минимум, на три важных тренда, которые нужно учитывать.
Один из них — развитие, так называемого, комплексного поискового маркетинга. Пользователь сегодня ищет информацию не только в Яндекс и Google, все большей популярностью пользуется поиск в YouTube, в соцсетях, в мобильных приложениях.
В начале осени 2016 г. в Екатеринбурге были представлены результаты небольшого отраслевого исследования по использованию различными инструментами интернет-продвижения среди компаний сферы розничной торговли. Из опрошенных УрГЭУ 180 уральских компаний 82% пользуется поисковой оптимизацией в том или ином виде, но, например, с YouTube как с площадкой продвижения работают только 19%.
Второй тренд связан с куда более наглядной революцией. Когда Евгений Островский, директор компании Larixon, в мае 2016 г. на одной из профессиональных конференций в Екатеринбурге говорил об этой тенденции в работе с аудиторией в Интернете, он назвал ее «мобилизацией» и приводил в пример общение кандидатов и рекрутеров.
«Постепенно технологический прогресс увеличил скорость прохождения контента и коммуникации с суток до часов. Сегодня время начинает сжимать с часов до минут. Мы уже видим, что появляются вакансии, которые висят всего пару часов. За это время они собирают огромное количество откликов. Скорость реакции соискателей на появления контента увеличилась на порядок, благодаря тому, что все уведомления и оповещения приходят прямо в мобильный телефон, а он всегда с собой. Все большая часть предпочитаются мессенжеры и переписку звонкам, но многие ли по другую сторону готовы с такой скоростью общаться с потенциальными работниками?», — описал ситуацию г-н Островский.
Переводя эту тенденцию в плоскость работы с клиентом, очевидно, что на рынке дефицит платформ, оптимизированных под новую волну коммуникации: через мобильные устройства и мобильные приложения, минуя звонки и делая акцент на мобильном поиске.
«В безусловном тренде 2016 года находится мобильный поиск. По некоторым оценкам больше половины аудитории различных сайтов, в том числе СМИ, заходят с помощью мобильных гаджетов. Крупные порталы стали активнее работать с этой аудиторией, они внедряют адаптивный дизайн или выпускают мобильные приложения. Но если посмотреть, сколько площадки зарабатывают на пользователях гаджетов, то пока это очень небольшие суммы. Готовность инфраструктуры сайтов в мобильном сегменте явно уступает спросу на мобильные каналы со стороны потребителей», — добавляет Артур Черемисин.
Третий тренд — размываются границы между SEO и такими услугами, как развитие сайта, управление репутацией и маркетинг в соцсетях. Маркетинговая активность в интернет все дальше уходит от привычного всем продвижения сайта через только SEO.
«Чтобы превратить сайт в эффективный маркетинговый инструмент, его нужно развивать во всех направлениях: внутренняя оптимизация, контент, юзабилити. Эта тенденция будет усиливаться. Это создание и размещение на сайте разнообразного контента для привлечения внимания пользователя и возможности работать с обширным семантическим ядром: инфографики, видео, рекомендаций, советов, отзывов, продающих описаний и т.д. И, конечно, улучшение удобства сайта путем внедрения нового функционала: сравнение товаров, облака тегов и т. д.», — консультант по маркетингу Антон Еремин.
Как отмечают эксперты, ключевым являются вопросы удержания заинтересованного пользователя на сайте. Почему посетители уходят с сайта? Почему бросают корзины в интернет-магазинах? Как понять, по каким причинам клиент «отваливается»?
«Очень распространенная ситуация: сайт в топе по многим фразам, есть трафик, работает платная реклама, но продаж мало. Значит, что-то не так с сайтом. Иногда это видно невооруженным глазом, но обычно требуется большой аналитический опыт, чтобы заметить недочеты в продающих качествах сайта. Часто достаточно провести юзабилити-аудит, чтобы понять, что можно улучшить на сайте», — резюмирует Артур Черемисин.
Главная проблема: клиенты не успевают адаптировать к новым формам активности и инструменты, используемые на их сайтах, теряют эффективность. SEO никуда не делся, просто он стал «умнее», требования к нему стали выше, а с ним и к сайтам и продвижению сети в целом.
«Объективно сейчас нет дефицита спроса в Интернете, клиенты очень хотят заплатить денег, мы за ними просто не успеваем», — оценивает ситуацию Евгений Коробин.