декабре 2005 г. в Москве открылся первый иногородний филиал клиники лазерной косметологии Linline, в следующем году будет запущен второй, после чего сеть по франчайзинговой схеме станет развиваться
декабре 2005 г. в Москве открылся первый иногородний филиал клиники лазерной косметологии Linline, в следующем году будет запущен второй, после чего сеть по франчайзинговой схеме станет развиваться в других российских городах — заявила «ДК» директор Linline Юлия Франгулова. «Рынок здоровья и красоты по показателям роста, динамики — № 1 в России, — считает г-жа Франгулова. — Этот сектор не заполнен даже в столице, поэтому региональным предприятиям в сфере косметологии имеет смысл развивать собственные бренды за пределами своих регионов». В ноябре 2004 г. Linline открыла филиал в Челябинске, но владеет им только на 50%.
Объем инвестиций в московский проект составил около 6,5 млн руб. По словам директора Linline, разработка франчайзингового пакета для продажи будет окончена к середине 2006 г., стоимость составит около $300 тыс.
Как оценивает г-жа Франгулова, в столичных косметологических клиниках больше зарабатывают, чем лечат. «Даже клиники премиального уровня работают на поток, это говорит о том, что спрос существенно превышает предложение. Наша клиника открылась в Москве неделю назад, а уже идет запись».
Строить сеть в масштабах местного рынка Linline начала летом 2005 г., сегодня в Екатеринбурге работает три филиала, два из них — в торгово-развлекательных центрах. Площадь клиники в ТРЦ «Екатерининский» составляет 350, в ТРЦ «Парк Хаус» — 125 кв. м. Как подчеркнула Юлия Франгулова, место базирования для филиалов было выбрано принципиально. «ТРЦ ощутимо работает на привлечение клиентов, поток которых там очень высок. Повышается и объем продаж, и известность марки. Там главное, чтобы человек зашел в клинику, записался на консультацию. Большинство посетителей ТРЦ живут рядом, значит, им будет удобно сюда вернуться». По расчетам г-жи Франгуловой филиалы в «Екатерининском» и «Парк Хаусе» окупятся быстрее, нежели отдельные клиники.
В планах Linline создание филиалов во всех крупных районах города: в ближайшие два года они появятся на ВИЗе, Уралмаше, ЖБИ. «Если представится возможность открыть их еще в каких-либо торговых центрах, мы продолжим эту практику», — говорит г-жа Франгулова.
Такую стратегию развития поддерживают не все представители индустрии красоты. Директор клиники косметологической коррекции «Магнифика» Николай Брусник считает, что торгово-развлекательный центр — не самое подходящее место для размещения медицинского учреждения. «Это же не парикмахерская. В клинике оказывают медицинскую помощь, а расположенность ее в ряду бутиков дискредитирует имидж клиники, хотя никак не влияет на качество оказываемой услуги».
Возможностям сетевого развития способствовал переход Linline из сегмента премиум в средний. Юлия Франгулова утверждает, что все филиалы будут работать в этой нише, только в первой клинике (на Малышева, 47а) сохранится 5% премиум-услуг для постоянных клиентов. «В премиальной косметологии работают многие, а наибольший спрос существует в среднем сегменте. С открытием всех местных филиалов наша доля рынка составит не менее 70%», — прогнозирует г-жа Франгулова.
Илья Попов, директор клиники эстетической медицины «Интегри», уверен, что в Екатеринбурге косметология пока существует только в премиальном формате, что определяется уровнем спроса и платежеспособности клиентов.
По мнению Юлии Франгуловой, успешность косметологического бизнеса обеспечивается специализацией, которая плохо развита в Екатеринбурге. «Специализация устранила бы недобросовестную конкуренцию, которая отличает местный косметологический рынок. Мы уже два года развиваем лазерную косметологию, эстетическая косметология осталась только для VIP-клиентов. Специализация — это гарантия профессионализма, врач не должен заниматься всем, важен медицинский результат. Мы планируем в стратегической перспективе внедрять лазерную хирургию». В дальнейшем клиники начнут специализироваться, например, по гендерному признаку, приоритетному направлению услуг (SPA), узкому классу клиентов (бизнес-леди), полагает она.
«Рентабельность специализированной клиники может достигать 60-70%, а универсальные салоны и клиники в среднем работают на 10%». Специализированному заведению, обладающему собственной бизнес-технологией, легче создавать сеть, уверена Юлия Франгулова, поэтому среди местных салонов сетевой принцип пока почти не развит.
Как отмечает г-н Брусник, сегодня универсальных, комплексных клиник в городе больше, что оправдано объективными закономерностями этой сферы услуг: «Специализация для клиники не всегда выгодна, так как большинство методик пользуются сезонным спросом. Комплекс же услуг дает возможность сохранять стабильную рентабельность в любой период».
Николай Брусник считает, что по сетевому принципу имеет смысл развивать клиники, которые, наоборот, не отличаются глубокой медицинской специализацией, например хирургической. «Здесь качество услуги полностью зависит от квалификации специалиста, а подобные профессионалы — дефицит». Директор «Магнифики» не исключил, что в среднесрочной перспективе в Екатеринбурге откроется еще одна клиника «Магнифика» с уклоном в терапевтическую косметологию.
Илья Попов соглашается, что пока клиникам специализация невыгодна, так как клиент предпочитает получить максимум услуг в одном месте.
Марина Шапоренко, заместитель директора Центра косметологии и пластической хирургии: «В последние лет 10 нам предлагают открыть филиал в Москве, но мы отказываемся. Можно снять кальку с маркетинга, бизнес-процессов, примеров — масса. Сложные ресурсоемкие медицинские услуги не тиражируются».
В лазерной и других видах эстетической косметологии сетевой принцип развития оправдан, полагает г-жа Шапоренко: «Здесь не требуется уникальных профессиональных навыков и больших инвестиций в регулярное обучение специалиста. Ставится аппарат, к нему — специалист с медицинским образованием, обучение работе занимает пару дней». Штучные высококвалифицированные специалисты не тиражируются — пластический хирург лет через 5-6 практики по-настоящему овладевает профессией. А попытка клонирования уникальной клиники неизбежно приведет к снижению качества услуг, что негативно отразится на положении заведения на рынке, убеждена замдиректора Центра косметологии и пластической хирургии.