«Плюс от стимулирования к учебе деньгами — понимание рабочего процесса. Папа ведь тоже получает зарплату, это стимул за хороший, а не абы какой результат». Колонка Анастасии Муравьевой для DK.RU.
Анастасия Муравьева, процессуальный психолог, директор семейного центра «Дарина»:
— Помните ли вы, когда у вас появились «карманные» деньги? А при каких условиях их получили? А первый заработок? Все это — вехи дальнейшего нашего взаимоотношения с деньгами, но самое главное — с людьми и с собой.
Первые «карманные» деньги у детей появляются с началом товарно-денежных отношений — например, покупкой булочки в школьной столовой или шоколадки на сдачу из магазина. Однако, когда появляются деньги, часто возникает сравнение — хорошо себя вел — получи, плохо — оставайся без денег. Но правильно ли это?
С одной стороны, для достижения воспитательного эффекта — лучше, когда наказание следует в материальной форме, а не в эмоциональной. Если уж наказывать, то лучше лишать «карманных» денег, а не любви, внимания и сочувствия.
Однако стимулирование деньгами не всегда разумно. Например, я убеждена, что в семье такие стимулы разрушительны и опасны (оплата домашних дел — например, помощи маме по хозяйству). Родители закладывают модель семьи, отношений между мужчиной и женщиной. Плата за домашние дела — это сравнение и оценивание вклада каждого. Когда в такие отношения закладывается принцип торга — «ты мне — я тебе», сравнения (кто кому больше сделал) — разрушается и сама ткань, соединяющая семью. При этом стирается понимание моего дома, моих желаний и границ: если я прибираю в своей комнате, в своем доме — почему мне кто-то платит? Здесь возможны только внутренние стимулы — я хочу. Только согласие, соединяющее семью. Конечно, по окончанию генеральной уборки, например, можно и подарок купить, приятно же. Но не так, чтобы это стало платой за дела. Это четкая граница — в семье мы любим не за полезность и нужность, а потому что ты есть.
На работе, учебе, напротив, всегда будут оценивать, критиковать, искать пользу. Поэтому стимулирование к хорошей учебе деньгами вполне возможно.
Самые главные и адекватные стимулы к учебе — удовольствие от получения знаний, интерес, радость от победы над собой, результат, которым сам доволен. Следующие - меры сравнения (оценки и принятие в среде сверстников), значение которых не стоит обесценивать, так как мы живем в обществе. Важно донести до ребенка, что оценки — это не про то, хорош я или нет, а про то, хороша или нет моя работа, это инструмент диалога с учителем. Оценивать пренебрежением — тоже крайность, как и чрезмерная заниженная или завышенная оценка. Дети должны чувствовать важность того, как и что они создают.
Положительный эффект от стимулирования к учебе деньгами — понимание рабочего процесса.
Папа ведь тоже получает зарплату, стимул за что-то, фактически за хороший (а не абы какой) результат работы, а не просто так. Еще один плюс — понимание ценности денег. Когда их дают за что-то, а сумму дифференцируют в зависимости от результата.
Негативный эффект такой мотивации заключается в привязанности (без денег не хочу учиться), в потере интереса и других стимулов к учебе. Кроме того, важно понимать, что в какой-то момент у родителей может не оказаться денег, что тогда? Здесь мы и приходим к важному принципу — поощрять деньгами за учебу можно только тогда, когда устойчиво сформированы другие стимулы — интерес, уважение к оценкам, желание учиться, создавать, побеждать. Хотя бы некоторые из них.
Поощрять ребенка деньгами также можно за помощь папе или маме в работе. Небольшие поручения можно давать даже младшим школьникам, особенно если можно прийти к маме на работу — разово, как на праздник, например, в карантин, или, если работа взята домой. Пусть поручение будет совершенно ненужным — хоть бумагу перебрать. Но это и контакт с родителем, и взросление (настоящая работа!) и навык трудиться, который часто не заложен, увы…
Вот тут небольшое вознаграждение — маленький стимул к большой карьере. А потом уже — и свой собственный заработок.
Не стоит забывать, что первые заработанные деньги — это всегда теплые воспоминания. У одних это летняя школьная практика. У других — совершенно простые поручения — раздача флаеров, расклейка объявлений и т. д. Хорошо, если первый заработок будет связан с будущей профессией.
Хочешь стать дизайнером? Придумай и сделай украшения хенд-мейд. Предпринимателем? Поработай у знакомых в магазине. Ученым? Есть археологические экспедиции, куда берут школьников.
На период выбора профессии стоит смотреть не только в сторону выбора образования, но и искать, где можно попробовать себя в этом или похожем деле. И чем раньше, тем лучше. Взрослеть в век всеобщего инфантилизма никогда не рано.
Но родители должны не только научить ребенка зарабатывать, но и считать деньги, разумно их тратить. Сколько стоит празднование твоего дня рождения? Посчитай разные форматы проведения, может ли наша семья позволить себе такой праздник? А что ты сам можешь организовать? За 10000 рублей, а за 1000 рублей? Хорошо с уже подросшими школьниками хотя бы изредка вместе ходить в магазин, рассуждать о семейных тратах. Тогда легче объяснить — что мы можем себе позволить, а что нет. А что бы не было грустно, всегда предлагать альтернативу. Например, на торт денег не хватает, но купим продукты, ты придумаешь рецепт и испечешь вместе с мамой торт.
Экономия — это тоже весело, если правильно подать и самим не впадать в панику от роста цен.
Не можем купить новую одежду? Давай придумаем новый образ с аксессуарами из того, что есть. Заодно посмотрим в интернете тенденции, обсудим, пообщаемся. Ключевое — пообщаемся! Деньги никогда не станут мерилом человеческого общения, любви и тепла. И если в ребенке есть понимание этих ценностей, его не испортят ни большие, ни малые суммы. А это зависит от родителей.
Подготовила Анастасия Оборина — специально для DK.RU