Проект, анонсировавший революционный метод анализа крови, амбициозный обувной ритейлер и перевозчик, наводнивший азиатскими товарами Европу и Америку. Как и почему они свернули работу?
Список знаковых проектов и компаний, которые прекратили свое существование в этом году, составило издание «Коммерсантъ. Деньги».
Theranos
Медицинский стартап 30-летней Элизабет Холмс, обещавшей сделать прорыв в медицине — создать революционную технологию теста анализа крови. В 2014 г. инвесторы оценили компанию в $9 млрд, хотя почти «бескровная» технология еще находилась в стадии разработки. Но через год стали появляться отчеты FDA (Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов) и статьи в СМИ о том, что проект дает очень неточные результаты. Выяснилось также, что стартап использовал не свое оборудование, а технику Siemens. Инвесторы решили, что Холмс обманывала их, и против Theranos подано несколько крупных исков: например, аптечная сеть Walgreens требует $140 млн. Состояние Элизабет Холмс, оцененное ранее в $4,5 млрд, теперь равно нулю.
Pebble
Создатели умных часов Pebble дважды собирали рекордные суммы на краундфандинговой платформе Kickstarter. В 2012 г. они привлекли $10,267 млн, а в 2015 г. — $20,3 млн. Но в новую нишу пришли гиганты: в 2013 г. — Samsung, затем Garmin, а в прошлом году и Apple, продавший 14 млн умных часов, в семь раз больше Pebble. А в этом году ажиотаж спал, и рынок просел на 50%. Основатель стартапа Эрик Миджиковски вовремя продал свои акции, а новый владелец не нашел способ спасти бизнес. В итоге компания из-за финансовых трудностей прекратила производство и продала технологии изготовителю фитнес-браслетов Fitbit. Использовать бренд Pebble он не планирует.
American Apparel
Марка одежды American Apparel стала популярной благодаря эпатажу: ее основатель Дов Чарни придумал слоган «Два корейца и еврей выпускают футболки». В нулевые ее вещи носили все подростки и студенты США, а шили одежду исключительно в Калифорнии. Но марка вышла из моды: она продавала качественные базовые вещи, но почти не меняла дизайн. Фирма была основана еще в 1990 г., но после шести лет работы разорилась и закрылась. Второе пришествие случилось в 2003 г., и через семь лет компания снова оказалась на грани банкротства, но смогла расплатиться с долгами, продав часть акций. American Apparel накопила $300 млн долга и снова подала на банкротство в 2015 г., но смогла реструктурировать задолженность. В этом году найти инвестиции уже не удалось.
Занимаясь открытием магазинов, American Apparel пропустила развитие онлайн-торговли и не выдержала конкуренции с Zara и H&M. Покупателей на магазины бренда пока нет.
Hanjin Shipping
Корейская Hanjin Shipping была седьмой по объему контейнерных перевозок в мире. Ей принадлежали самые большие контейнеровозы, и во многом благодаря этой компании азиатские товары наводнили Европу и Америку. Но в августе 2016 г. было объявлено о ее банкротстве. Перевозчик не выдержал собственных темпов развития последних лет: Hanjin Shipping набрала $5,4 млрд кредитов, в основном краткосрочных, хотя большие суда окупаются долго. А цены на контейнерные перевозки упали из-за большого количества свободных мощностей. Собственных судов у Hanjin Shipping было всего 10, и половину из них купила другая южнокорейская компания — Korea Line.
«Антонов»
Украинский авиаконцерн «Антонов» выпускал самые большие самолеты в мире — грузовые «Русланы», которых за всю историю было произведено несколько десятков. Но за последние два года «Антонов» не выпустил ни одного воздушного судна, при том что портфель его твердых заказов составляет 18 машин. В этом году правительство Украины объявило о ликвидации «Антонова» собиралось передать его предприятия госконцерну «Укроборонпром», но в итоге они вошли в состав Украинской авиастроительной корпорации. Это означает отказ от наименования убыточной компании, но не смерть бренда, отметили в авиаконцерне.
Причина падения «Антонова» — отсутствие спроса и взаимных российско-украинские санкции: часть деталей поставлялись из нашей страны. Кроме того, Россия отказалась ремонтировать имеющиеся самолеты «Ан» на предприятиях концерна, что лишило его серьезной части доходов. В основном «Антонов» зарабатывает сейчас на собственном авиатранспортном предприятии. Еще одной причиной неудач концерна называют неразвитость финансовых инструментов, главным образом лизинга и гарантий остаточной стоимости.
Alcatel-Lucent
Компания была одной из крупнейших в телеком-сфере, владела самой большой в мире исследовательской структурой в ИТ — Bell Laboratories, где разработали язык программирования C и операционную систему UNIX. Сотрудники Alcatel-Lucent за время ее работы получили 12 Нобелевских премий. Но Alcatel-Lucent стала слишком большой и плохо управляемой: она работала в 130 странах и имела штат в 70 тыс. человек. Спрос на беспроводное и стационарное ИТ-оборудование упал, и в январе 2016 г. компания вошла в состав Nokia. Сумму сделки оценили в $17 млрд: за счет покупки финны рассчитывают выйти на рынок оборудования для широкополосных сетей и стационарной телефонии.
Gawker Media
Таблоид Gawker зарабатывал за счет скандальных публикаций, раздутых сенсаций и сплетен. Компания оценивалась в $250 млн и долго приносила несколько миллионов долларов чистой прибыли в год. Но в 2007 г. Gawker напечатал статью о том, что основатель PayPal Питер Тиль — гей. Тот не сильно скрывал свою сексуальную ориентацию, но стал мстить изданию и решил измотать его судебными исками. Он оплачивал адвокатов людям, обиженным изданием, и потратил на это около $10 млн: его целью было закрыть сайт.
Фатальный иск подал бывший рестлер и актер Халк Хоган, который требовал компенсацию ущерба за публикацию сайтом в 2012 г. секс-видео с его участием. Gawker Media отказалась удалить ролик с сайта, как изначально требовали юристы истца. Процесс длился четыре года, и в марте 2016-го суд постановил заплатить Хогану в общей сложности $140 млн. В июне Gawker Media подала на банкротство. В августе компания была куплена Univision Communications (владеет испаноязычными медиа) за $135 млн, что помогл выплатить деньги истцу, но сайт Gawker закрыт с августа, и возобновлять его работу не планируется. От медиахолдинга осталось только шесть блогов: Gizmodo, Kotaku, Jalopnik, Lifehacker, Deadspin и Jezebel.
«Центробувь»
Компания с 1500 магазинов была крупнейшей российской обувной сетью, первым дискаунтером в этой сфере. Предприниматели Анатолий Гуревич и Дмитрий Светлов открыли первый магазин еще в 1996 году, в 2008-м у них было 309 торговых точек, но не хватало денег на развитие.
Предприниматели Сергей Ломакин и Артем Хачатрян, продавшие сеть «Копейка», вложили в ритейлера $40 млн. Выручка «ЦентрОбуви» выросла с 14,2 млрд руб. в 2009 г. до 45,4 млрд в 2013-м. Но агрессивный рост привел компанию к краху, а акционеры покинули страну. В прошлом году компания перестала платить по счетам, ее убыток составил 20,4 млрд руб., а долги — 25 млрд. В этом году работающих магазинов остались единицы, вскоре их купят конкуренты. Эксперты считают, что «ЦентрОбувь» погубили неоправданные амбиции топ-менеджеров. Акционеры рассчитывали на IPO, за счет которого хотели погасить часть долгов и выйти из бизнеса.