Корпоративные распри между настоящими и мнимыми собственниками Екатеринбургского мясокомбината (ЕКМК) привели к потере предприятием своего места на рынке. К тому времени, когда ЕКМК продал последню
Екатеринбургский мясокомбинат ушел с рынка так тихо, что в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области этого не заметили. АНАТОЛИЙ ФЕОКТИСТОВ, пресс-секретарь Минсельхоза, затруднился сказать наверняка, работает предприятие или уже закрылось. «По-моему, они что-то производят, — поделился он сомнениями с корреспондентом «ДК». — Недавно я видел в магазине какую-то продукцию».
Версию о том, что купит предприятие профильный инвестор («Черкизово», «Микояновский», «Останкино» и пр.), местные игроки считают маловероятной. СЕРГЕЙ ЕМЕЛЬЯНОВ, генеральный директор пищевого комбината «Хороший вкус»: «Серьезные покупатели о себе уже заявили бы. Почему их нет — вопрос к собственникам. Года два назад мы предлагали руководству ЕКМК продать бизнес, но внятного ответа не получили. Затем ситуация изменилась — интерес для потенциального покупателя (если говорить о дальнейшем производстве мясопродуктов) в первую очередь представлял бренд ЕКМК, его рыночная доля. А сегодня эта доля равна нулю».
По другой версии, на месте комбината возведут жилой комплекс (торговый центр). В пользу сноса старого мясокомбината, работающего с конца 1930-х гг., — требования СанПиНа о 500-метровой санитарно-защитной зоне вокруг предприятия, где работает скотобойня. Даже если ЕКМК откажется от забоя скота, уменьшив тем самым санитарную зону до 300 м, ему все равно не хватит места — к территории комбината примыкает жилая застройка.
Конкуренты предвидели кончину ЕКМК. В 2006 г. СЕРГЕЙ ЛАЦКОВ, работавший до марта 2008 г. замминистра сельского хозяйства, призвал производителей мясопродуктов составить бизнес-планы, нацеленные на увеличение выпуска мяса, полуфабрикатов и колбас — с учетом вероятного прихода-ухода игроков и роста потребления мясопродуктов в Свердловской области (по статистике — 2-3 кг на душу населения в год). Процентную ставку по кредитам, привлекаемым на реконструкцию, субсидировал Минсельхоз. Пока ЕКМК сокращал производство и ассортимент, Каменск-Уральский, Новоуральский и Богдановичский комбинаты, «Карамышев», «Хороший вкус», «Черкашин и партнер» и хозяйство «Сосновское» свои объемы увеличивали. «Эти предприятия за 2005-2007 гг. обновили технологическое оборудование на 40-80%», — подытожил г-н Феоктистов. Колбасный сегмент мясопереработки (ливерные, вареные, полукопченые, варено-копченые колбасы, сосиски и сардельки) и сегмент цельномышечных деликатесов удалось заполнить — рынок близок к насыщению, подтверждает г-н Лацков: «Продукция этих предприятий полностью покрывает потребности жителей Екатеринбурга и области в колбасе. Дефицита не предвидится. Федеральным брендам тут по большому счету делать нечего».
Федералам остались сырокопченые колбасы, которые делал преимущественно ЕКМК. Александр Черкашин, директор предприятия «Черкашин и партнер»: «Для производства сырокопченой колбасы необходимо дорогостоящее оборудование и большое количество площадей. На бывшем комбинате рыбной гастрономии, где мы строим новое производство мощностью 100 т в сутки, места под изготовление сырокопченой колбасы не нашлось».
По мнению Сергея Лацкова, в Свердловской области не хватает двух-трех промышленных боен, которые могли бы закупать скот, в том числе у населения. Из-за этого рынок мясных полуфабрикатов и субпродуктов пока остается за федеральными игроками. Мясное направление весьма перспективно. Этим путем собирается идти «Хороший вкус», вынашивающий проект мясоперерабатывающего завода мощностью 100 т в сутки. По словам г-на Емельянова, работающее предприятие уже вышло на проектную мощность и может увеличить производство только на 200 т в месяц. А через год Горноуральский свинокомплекс, принадлежащий «Хорошему вкусу», произведет много сырья, перерабатывать которое будет негде. На новом предприятии Сергей Емельянов хочет производить традиционные колбасы с расчетом на сбыт в областных городах, мясные полуфабрикаты и сырокопченые колбасы, чтобы потеснить федеральных игроков. Г-н Черкашин полагает, что соревноваться с московскими производителями мясопродуктов — дело неблагодарное: «Если вкусовые качества их колбас оставляют желать лучшего, то в рекламе и продвижении товара через торговые сети они демонстрируют высокий профессионализм. И могут потеснить нас в любой момент».
Екатеринбургские ритейлеры сходятся во мнении, что ЕКМК может вернуть утраченные позиции — этот бренд пользуется наибольшей известностью (нередко граждане покупают колбасу ЕКМК, полагая, что имеют дело с государственным предприятием), но для активных действий времени осталось мало — до конца года. Потом местный рынок будет для ЕКМК потерян.