эксперты Алексей Бутаков директор филиала компании Softline в Екатеринбурге Иван Израйлев коммерческий директор компании CIFT Владимир Кишик ИТ-директор «Треста СКМ» (торговые сети «СуперСтрой» и «
эксперты
Алексей Бутаков
директор филиала компании Softline в Екатеринбурге
Иван Израйлев
коммерческий директор компании CIFT
Владимир Кишик
ИТ-директор «Треста СКМ» (торговые сети «СуперСтрой» и «СтройАрсенал»)
Леонид Кондрич
генеральный директор компании Profitrole
Тимур Курков
руководитель отдела корпоративных продаж компании SoftKey
Игорь Стенин
ИТ-директор ИД «АБАК-ПРЕСС»
Кому в фирме не нужен Photoshop?
Почему айтишники занимаются лицензионным консалтингом?
Когда получит развитие на Урале Software Asset Management?
Компания Microsoft предлагает организациям около десятка различных схем лицензирования программного обеспечения. Скажем, для «Треста СКМ» (парк вычислительной техники которого насчитывает несколько тысяч единиц) разница в стоимости лицензирования в зависимости от выбранной схемы может достигать $1 млн. Ради таких денег уральские бизнесмены готовы заказывать внешний консалтинг и внедрять не только полноценное управление лицензиями на предприятии, но и системы контроля над всем программным обеспечением.
Страх движет процессом лицензирования ПО на российских предприятиях, но желание не платить лишнего не дает завершить начатое. «Немножко беременным софтом быть нельзя. Сегодня все купили и все нормально, а завтра на одном компьютере появилось что-то нелицензионное, и нас за него привлекут к ответственности так же, как за тысячу пиратских копий. Надо постоянно отслеживать, где появляется новое ПО, новые сотрудники, новые задачи, ответственные за процесс управления лицензиями, договоры с постоянными поставщиками, учетная система для лицензий, — только тогда можно говорить, что предприятие работает легально», — поясняет ИВАН ИЗРАйЛЕВ, коммерческий директор компании CIFT. У производителей ПО есть множество нюансов в лицензировании. В частности, лицензия на Autodesk версии 2008 не дает право использовать предыдущий релиз программы. Если работать именно на ней, то это формальный повод для претензий контролирующих органов (хотя программу купили за $5 тыс.).
Первая волна легализации программного обеспечения, когда компании срочно приобретали лицензии, лишь бы защититься от проверок, спала. Сейчас многие фирмы задумываются над тем, правильно ли они потратили свои сотни тысяч и миллионы долларов. В числе первых об этом стали размышлять кредитные учреждения. При постоянном контроле Центробанка использовать пиратский софт довольно сложно. Да и в первые годы развития потребкредитования, когда проценты были безумными, деньги у банков были и те лицензировались, не особенно задумываясь о затратах (стоимость лицензий регионального банка может превышать $5 млн). Раньше важнее было прикрыться от проверок. Сейчас ситуация изменилась — маржа падает, тратить деньги без счета кредитные учреждения уже не могут, поэтому они начали вкладываться в управление лицензиями. Платить огромные суммы не хотят ни банки, ни другие предприятия, но последние не всегда знают, как решить эту задачу. «У топ-менеджеров не возникает вопросов, почему нужно управлять недвижимостью, — все точно представляют, сколько места требуется компании, кому за это перечислять деньги и т. д. А вот за программное обеспечение еще толком и платить не привыкли, не то что им управлять», — сетует АЛЕКСЕЙ БУТАКОВ, директор филиала компании Softline в Екатеринбурге.
Между тем даже простой выбор правильного варианта лицензирования может дать огромную экономию. Предложений множество, и самое привлекательное на первый взгляд не всегда оказывается оптимальным. Скажем, у ИД «АБАК-ПРЕСС» была возможность купить продукты Microsoft по специальной программе для СМИ (предоставлялась скидка 40%). «Для нас это означало формальную экономию во много десятков тысяч долларов, — уточняет ИГОРЬ СТЕНИН, ИТ-директор ИД «АБАК-ПРЕСС». — Но мы детально сравнили это предложение со всеми бонусами, которые Microsoft предоставляет в рамках других программ лицензирования и которые отсутствуют в спецпредложении. Оказалось, что реальная экономия сократилась до 2%, а трудоемкость оформления документов выросла на порядок». В итоге «АБАК-ПРЕСС» остановился на схеме аренды ПО, дающей возможность не сразу вносить всю сумму, а разбить ее на шесть платежей в течение трех лет.
Руководители «Треста СКМ» считают наиболее удобной для себя схемой лицензирования продуктов Microsoft — Enterprise Agreement. Это специальное предложение для крупных корпораций, которые платят правообладателю договорную сумму, и он признает все ПО в компании лицензионным вне зависимости от его реального количества. ВЛАДИМИР КИШИК, ИТ-директор «Треста СКМ»: «Мы обязательно перейдем на эту схему чуть позже. Сейчас компания активно растет, и нам сложно вынуть из оборота крупную сумму на Enterprise Agreement. Поэтому пока нам выгоднее тратить время и силы на учет и контроль используемого ПО, чтобы платить по менее расходным схемам лицензирования». Хотя такой учет — тоже денежное мероприятие. Для этих целей месяц назад «Тресту СКМ» пришлось создавать новый отдел в составе ИТ-подразделения. Сейчас в управлении лицензиями на ПО задействовано около десяти человек — финансистов, которые ставят ПО на баланс, программистов, разрабатывающих систему учета и т. д.
Что именно знают в компании о собственном программном обеспечении, можно выяснить с помощью пары простых вопросов: сколько программ используют в организации и сколько у нее компьютеров? На второй вопрос в солидных предприятиях обычно отвечают лишь приблизительно, а на первый — вообще промахиваются, данные иногда отличаются в сотни раз. В компании часто считают, что всего-то используют Windows, Office, ICQ да 1С, а затем выясняется, что сотрудники работают с десятком видов ICQ-клиентов, двумя-тремя версиями Office, с собственными антивирусами, графическими приложениями и т. д. — общий перечень установленного ПО может достигать тысячи наименований. И этот список постоянно дополняется.
Чтобы не возникало подобных проблем, необходимо обращаться к аудиту ПО. Парадокс, но небольшие компании с парком вычислительной техники в пару десятков компьютеров соглашаются на аудит своей инфраструктуры быстрее, чем крупные корпорации с собственным отделом ИТ. В среднем аудит обходится в $40-80 за каждое рабочее место. Г-н Бутаков: «Стоимость аудита для таких заказчиков выливается не в круглую сумму, и директор, который абсолютно не разбирается в софте, готов ею пожертвовать, лишь бы точно знать, что деньги на лицензии расходуются верно. Для крупных организаций это другой уровень расходов, и им кажется, что они и так все знают». Как часто показывает проверка, секретарю из всех программ нужен только MS Word, а не Photoshop и не MS Project, менеджеру по маркетингу совсем не обязательно ставить Corel DRAW стоимостью почти $500, а замдиректору для просмотра раз в месяц чертежей от подрядчиков не требуется Autocad, который стоит $12 тыс. Качественный аудит определяет не только то, что есть в компании, но и то, как часто используют программы, какие функции действительно востребованы.
Аудит должен помочь разобраться с лицензиями, которые предприятие уже приобрело. «Компании нередко пытаются экономить и покупают лицензий меньше, чем им нужно на самом деле, — это понятно. Но часто выясняется, что у предприятия одна и та же программа лицензирована дважды. Лицензии вначале купил головной офис, а затем филиал», — поясняет Алексей Бутаков. Часть лицензий может быть потеряна (мало кто из правообладателей восстанавливает утраченные данные) или числится на других юрлицах. Все эти данные необходимы для выработки стратегии управления лицензиями.
Иногда к аудитору обращаются, чтобы вообще сменить поставщика программных продуктов. «Перед началом лицензирования мы определили в издательском доме несколько типов сотрудников — менеджер по продажам, дизайнер, сотрудник, связанный с финансовой информацией, журналист. Из каждой группы выбрали по несколько человек и попробовали перевести их на софт с открытым кодом1, — рассказывает г-н Стенин. — Когда стало понятно, что сотрудники компании не могут работать на свободном софте, мы начали искать оптимальное решение по лицензированию». Г-н Бутаков отмечает, что ссылку на свободный софт фирмы часто применяют как средство давления на поставщика. Но в действительности, по его мнению, мало кто готов к реальной смене программной платформы на предприятии.
Еще один фактор, который заставляет компании задумываться об управлении лицензиями, — общее усложнение бизнеса, географическая экспансия. «У нас около 20 филиалов по разным городам. Если лицензировать каждый по отдельности — не хватит никаких ресурсов. Поэтому мы выбрали схему, позволяющую перевести все лицензии на головную организацию, это значительно упрощает работу», — добавляет Игорь Стенин. По словам экспертов, многие банки пришли к управлению лицензиями после того, как начали развивать допофисы.
Большая часть ИТ-компаний разглядела рынок управления лицензиями только в конце прошлого года. Пока заказчики скупали лицензии, спасаясь от преследований компетентных органов, большого смысла предлагать им дополнительные услуги не было: бизнес с трудом находил деньги на новые для себя траты. Однако сейчас уровень пиратства в стране снизился до 75%. По прогнозам, меньше чем 50% он у нас не будет даже в отдаленной перспективе. Это значит, что в ближайшее время рынок продажи лицензий придет к насыщению. Дистрибьюторы и продавцы ПО почувствовали это первыми и начали активно развивать сопутствующие услуги, вплоть до представления интересов клиента в суде в случае возникновения проблем (Softline Legal Support). Не избежали подобной участи даже интернет-магазины. Они уже не могут позволить себе просто торговать коробками с софтом и готовы развивать дополнительный сервис для корпоративных клиентов. Например, в компании SoftKey создали отдел экспертизы, который подбирает ПО в соответствии с поставленной заказчиком задачей. «Мы уже сейчас готовы предоставлять услуги по отслеживанию активов программного обеспечения, если наши клиенты проявят к этому интерес», — уточняет ТИМУР КУРКОВ, руководитель отдела корпоративных продаж компании SoftKey.
Направление лицензионного консалтинга начинают развивать продавцы и дистрибьюторы ПО, системные интеграторы и фирмы, занимающиеся аутсорсингом. Для первых это удобный способ получить доступ к клиенту и развить комплекс услуг, так как маржа на «железе» падает, и они стремятся расти за счет консалтинга. Небольшие аутсорсеры видят в лицензионном консалтинге логичное расширение перечня своих услуг. ЛЕОНИД КОнДРИЧ, генеральный директор компании Profitrole: «Такой консалтинг позволяет сделать из компьютера станок для выполнения конкретных рабочих функций».
Оптимизация лицензионных отчислений — только один аспект более общего понятия Software Asset Management (SAM) (комплексное управление программным обеспечением на предприятии). Крупные компании начали серьезно планировать свое развитие на годы вперед. Уралвнешторгбанк еще четыре года назад детально просчитывал жизненный цикл своей инфраструктуры на пять лет — это до сих пор довольно уникальный случай. Но постепенно долгосрочное планирование приходит на все предприятия. В следующем году айтишники ждут взлета спроса на услуги SAM. Многие компании идут к этому не самостоятельно, а под давлением внешних факторов: зарубежные инвесторы требуют, чтобы все вопросы с ПО были урегулированы. «Выход на рынок иностранных заимствований будет основным драйвером развития SAM на Урале», — уверен г-н Израйлев.
1 Свободно распространяемое ПО (например, пакет офисных программ OpenOffice или операционные системы на базе ядра Linux). По условиям лицензии брать деньги за его распространение нельзя.