Почти 30% жителей Екатеринбурга, по подсчетам Фонда «Социум», уже отказались от использования в быту обычной воды из-под крана. Ежегодно число тех, кто переходит на бутилированную воду, увеличивает
Почти 30% жителей Екатеринбурга, по подсчетам Фонда «Социум», уже отказались от использования в быту обычной воды из-под крана. Ежегодно число тех, кто переходит на бутилированную воду, увеличивается
на 5-7% — оценивают игроки. Стабильный рост делает водный рынок все более интересным для бизнеса. Создание собственного производства обходится в сотни тысяч долларов, организация службы доставки воды — в 15 раз дешевле.
Фирме, занимающейся доставкой воды, не нужны никакие лицензии. Понадобится соглашение с компанией-производителем. Их в Екатеринбурге свыше двух десятков. Все десять опрошенных «ДК» бутилировщиков заявили о том, что они сотрудничают с дилерами, компаниями, доставляющими воду (в том числе крупнейшие организации, производящие воды под марками «Новокурьинская», «Аква-Кристалл», «Угорская»).
Компании-производители требуют от потенциальных партнеров предоставить сведения о предполагаемой территории, где будет продаваться вода, объемах первых закупок и данные о первоначальной клиентской базе. ВЛАДИМИР МОРОКОВ, заместитель директора ООО «Питьевая Вода»: «Важно, чтобы будущий дилер был способен стабильно выкупать определенную партию товара. Если он берет сто 19-литровых бутылей и развозит их два месяца, то какой с него толк? Начинать надо хотя бы с 200 бутылей в неделю». Отпускную цену производители устанавливают индивидуально для каждого партнера.
Отдельно придется закупить тару. Каждая из бутылей объемом 19 л стоит от 180 до 220 руб. В дальнейшем, возвращая тару производителю и приобретая новую партию, дилер платит лишь за воду.
Заключая соглашение, следует проверить, есть ли у бутилировщика все необходимые для производства воды документы — прежде всего бумаги из СЭС, подтверждающие качество воды и соответствие заявленного химического состава фактическому.
Какие помещения понадобятся?
Водовозной компании нужны офис и склад. Место расположения офиса не имеет особого значения: с клиентами практически всегда общаются по телефону. Поэтому можно сэкономить, арендовав подвальное помещение или офис на окраине города. Один из вариантов — создать «кабинет» на дому. Для скромной фирмы с одним-двумя офисными работниками достаточно помещения площадью 10-15 кв. м. Цена аренды варьируется от 600 до 1,2 тыс. руб. за кв. м. АЛЕКСАНДР УТИНКОВ, генеральный директор «Екатеринбургской водовозной компании»: «Нам офис обходится в 15 тыс. руб. в месяц. Вряд ли компании, если только она не планирует резкого расширения, понадобится просторное помещение». Из мебели и техники придется купить стулья, столы и телефоны. «Телефонов должно быть по одному на каждого сотрудника, занимающегося продажами или принимающего звонки от клиентов, — уверен АЛЕКСЕЙ ДУДИН, коммерческий директор ООО «Торговый дом «Аква-Кристалл». — Можно приобрести многоканальный телефон с мини-АТС». О покупке компьютера, принтера, ксерокса надо будет побеспокоиться во вторую очередь, когда клиентская база превысит 200 человек.
Если без отдельного офиса обойтись можно, то складское помещение необходимо в любом случае. «При объеме закупок 16-20 т воды в месяц арендуйте склад площадью 15-20 кв. м», — советует Александр Утинков. Помещение должно быть оборудовано для хранения воды. РИНАТ САЕТГАРАЕВ, генеральный директор компании «Вода «Новокурьинская»: «Воду необходимо защитить от прямых солнечных лучей, обязательно поддерживать температуру воздуха в диапазоне от +5 до +20 градусов». Добиться таких условий хранения не трудно — достаточно плотно закрытых окон и исправной системы отопления. Цены на аренду подходящих складских помещений начинаются от 120 руб. за кв. м, а в среднем — около 300 руб. за кв. м.
СОВЕТ от компании «Вода «Новокурьинская»:
«Местоположение склада гораздо важнее, чем офиса. Лучше всего найти помещение в том районе, где у фирмы больше всего клиентов, даже если потребуется переплатить за аренду. Время, потерянное в пробках, и ГСМ обойдутся дороже».
Какие машины использовать?
Автопарк водовоза, доставляющего по 4-5 т в неделю, должен состоять из одной-двух машин. Ринат Саетгараев предпочитает российские автомобили: «По соотношению цена-качество для нас на первом месте стоит отечественная «Газель». Она справляется со всеми нагрузками, и ее стоимость вполне приемлемая. Нет проблем с техническим обеспечением, машина надежная и проста в эксплуатации». Цена одной «Газели» — около 300 тыс. руб.
АНТОН БЕЛОРУСОВ, коммерческий директор компании «Вода «Угорская», придерживается противоположной точки зрения: «Малотоннажные иностранные грузовики стоят примерно столько же, сколько отечественные, но они более выносливы и прослужат вам года на три дольше. Это особенно важно, если фирма маленькая и активно эксплуатирует свой автопарк». С этим мнением согласился и Алексей Дудин: «У нас, например, помимо новых машин бегает дизельный грузовичок Mitsubishi, которому около десяти лет. Он ломается намного реже, чем «Газели».
Возможно машины взять в аренду. В частности, «Газель» обойдется в 1,5-1,6 тыс. руб. за полный рабочий день (8 часов). Однако со временем эксперты рекомендуют все же приобретать автомобили в собственность — так проще регулировать график доставки.
СОВЕТ от «Екатеринбургской водовозной компании»:
«Условия хранения воды необходимо соблюдать не только на складе, но и в процессе транспортировки. Поэтому очень важно использовать автомобили с термобудкой — специальным утеплением грузовой части для поддержания плюсовой температуры».
Где искать персонал и сколько платить?
Практически все компании на рынке бутилированной воды набирают сотрудников, подавая объявления в газеты или используя личные связи — этот способ считают самым эффективным. «Например, менеджеров по работе с клиентами я ищу исключительно сам, без помощи кадровых агентств», — подтверждает Алексей Дудин.
Небольшой водовозной компании необходимо иметь диспетчера, по два водителя-экспедитора на каждую машину — они будут работать посменно. Заработная плата диспетчера — 5–8 тыс. руб., водителя — около 10 тыс. руб. Желательно нанять одного-двух человек, которые станут заниматься активными продажами. Такие менеджеры требуются для работы с корпоративными клиентами. Форма оплаты — оклад (около 5 тыс. руб.) плюс вознаграждение (10-25% от суммы сделки). «Полезно развести функции водителя и экспедитора, — добавляет Александр Утинков. — Вдвоем на одной машине люди лучше справляются с работой». Хотя на первых порах можно обойтись даже водителями от компании, в которой арендована машина. Это увеличит стоимость аренды автомобиля примерно на 20%.
СОВЕТ от «Екатеринбургской водовозной компании»:
«Диспетчерами могут быть люди, работающие на дому. Два плюса такого подхода: и место в офисе не требуется, и платить этим сотрудникам можно на 2030% меньше».
Как рекламировать услуги?
Чтобы продавать 20 т воды в месяц, понадобится база примерно из ста клиентов (средняя семья из трех человек потребляет 40-50 л в неделю). Задача дилера — проинформировать потенциальных клиентов о своих услугах, то есть своевременной и качественной доставке. Сам товар (воду) рекламирует производитель. Водовозы с целью продвижения своих услуг дают объявления и модули в газетах «Быстрый курьер», «Ва-банк», «Наша Газета», расклеивают объявления на подъездах и остановочных комплексах, раскладывают листовки по почтовым ящикам. В среднем компании расходуют на перечисленные формы рекламы по 8 тыс. руб. в месяц.
Алексей Дудин считает, что молодой фирме следует тратить на продвижение больше — примерно 30 тыс. руб.: увеличить количество объявлений, добавить к стандартному перечню рекламу на бортах автотранспорта. В начале «водного» бизнеса агрессивная реклама особенно эффективна, уверен г-н Дудин.
Александр Утинков советует создать собственный сайт: «Обходится недорого и очень полезен для раскрутки». ПАВЕЛ ЗДРАВОМЫСЛОВ, директор по маркетингу консалтинговой компании «Бизнес-архитектура» (ранее — руководитель отдела маркетинга компании «Вода «Новокурьинская»), рекомендует использовать в рекламной кампании нестандартные ходы: «Только так можно выделиться и заявить о себе клиенту. Хороший результат может дать, например, размещение рекламы на бортах чужих «Газелей» — стоит около 10 тыс. руб. за одну машину. Это поможет фирме добиться известности и создаст реноме организации с большими объемами».
СОВЕТ от компании «Вода «Угорская»:
«Некрупной фирме, закупающей 200250 бутылей в неделю, в рекламе лучше делать ставку на домохозяйства, чем на офисы. Причем выбирать дома, еще не охваченные другими компаниями. Вопервых, частные клиенты за воду платят сразу и всегда больше, чем корпоративные. Вовторых, если организации удалось стать для какойто семьи «своим водяным», то конкуренция ей не страшна. Домохозяйства свой выбор меняют редко».
Когда окупятся вложения?
Доход компании по доставке зависит в первую очередь от цены, по которой она закупает воду. Крупнейшие бутилировщики Екатеринбурга устанавливают цены для дилеров на уровне от 1,5 до 4 руб. за литр. Алексей Дудин: «Цена зависит от объема закупок и сроков сотрудничества. В розницу посредники продают воду по той же стоимости, что и производитель. В итоге наценка, которую делают дилеры, колеблется от 50 до 300%, но иногда бывает и выше». Средняя розничная цена — 4-6 руб. за литр.
Совет от Павла Здравомыслова:
«Не злоупотребляйте скидками. Несмотря на договоренности о ценах с бутилировщиком, новички пытаются демпинговать, чтобы привлечь дополнительных клиентов, увеличить оборот и тем самым ускорить окупаемость. Но дилер не может соревноваться в гибкости ценовой политики с производителем. Начинающий только провоцирует более крупных игроков на снижение цен, а сам в такой конкуренции не выдерживает и теряет клиентов».
Одно из важнейших условий сотрудничества — запрет на продажу товара по цене ниже, чем у производителя. Демпинг может привести к расторжению договора. Алексей Дудин отмечает, что исключения бывают: «В особых случаях оговариваются условия, при которых дилер может делать скидки, но не более 15% от нашей стандартной цены».
Операторы рынка утверждают, что средняя рентабельность бизнеса по доставке воды начинается от 15-25%. Срок окупаемости зависит от выбранной стратегии, планов инвесторов. Фирма, закупающая по 20 т в месяц и полностью распродающая товар, вполне может вернуть свои вложения за год-полтора. Как утверждает г-н Дудин, если первое время работать с товарищами, без дополнительных затрат на штат, то дело может окупиться и за шесть-восемь месяцев.
ДЕТАЛИ
На чужих ошибках
Алексей Дудин - коммерческий директор ООО «Торговый дом «АкваКристалл»:
«Самая большая беда производителей и распространителей воды — жалобы клиентов из серии «а мы видели, как вашу воду на колонке набирают». Наши дилеры сначала не обратили на претензии внимания. Со временем порочащие слухи стали опасны: могли подорвать доверие потребителей. Мы нашли выход — закупили термоусадочные колпачки на бутыли. Они гарантируют, что от розлива в цеху до клиента бутыль прошла весь путь закрытой».
Анатолий Гребенщиков- президент компании ООО «ЛАД» («Вода «Уральская»):
«Начиная бизнес, мы сделали акцент только на частных домохозяйствах. Рынок корпоративных клиентов нас не интересовал. На первом этапе это, вероятно, и было правильно, но когда мы встали на ноги, подобный перекос дал о себе знать. К счастью, конкуренция тогда была куда меньше, и мы смогли без проблем заполнить пробел. Сейчас подобный просчет может дорого обойтись компании».
Павел Здравомыслов - экс-руководитель отдела маркетинга компании «Вода «Новокурьинская»:
«У компании «Вода «Новокурьинская» появился партнер, предложивший продавать нашу воду в Перми. Вскоре его клиенты стали жаловаться на осадок после кипячения. Мы были в полном недоумении: раньше жалоб не поступало. Оказалось, что наш партнер не учел особенности рынка: местные производители доводили воду почти до состояния дистиллированной и любой намек на накипь для горожан — это уже «осадок» или «хлопья». В итоге мы разработали специально для рынка Перми воду с пониженной жесткостью, но со всеми необходимыми организму элементами».
ИТОГИ
Цена входного билета
Расчет для компании, развозящей по 5 т воды в неделю. Цена покупки — 2 руб. за литр, продажи — 6 руб. за литр. Штат — два водителя-экспедитора, диспетчер на дому.