Меню

Компенсация за переезд — приманка для ценных сотрудников или трата денег впустую?

Дмитрий Заленский. Автор фото: Игорь Черепанов. Иллюстрация: DK.RU

«В «Роснефти» компенсаций за переезд сотрудников не предполагается, хотя многих перемещают по разным скважинам. Считается, раз в компании хорошие зарплаты, вот пусть работники и действуют сами».

Дмитрий Заленский, генеральный директор компании «Евромувинг»:

— Проблемы с кадрами сегодня есть в повальном большинстве сфер бизнеса — квалифицированных сотрудников крайне сложно найти, даже я сталкиваюсь с этим: казалось бы, нанять грузчика — что может быть проще. Но на собеседования являются или совсем малоадекватные соискатели, либо картина другая: интересующиеся работой после звонка и договоренности о встрече не приходят вовсе. Сложно. Поэтому работодатели стараются привлечь особо ценных работников разными «плюшками», и к списку привычного хорошего соцпакета, свободного графика и т. д. добавляется компенсация затрат на переезд.  

На Западе это довольно избитая история — таким бонусом никого не удивить. Там вообще у многих компаний принято, что сотрудники не должны засиживаться на одном месте более 2-3 лет — их перемещают в филиалы в других городах и странах. Считается, что это полезно для обмена опытом в рамках компании плюс не дает человеку обрастать разными рискованными в коррупционном плане связями. И HR-специалисты там давно поняли психологию кадров: если компенсировать человеку затраты на переезд и взять эти заботы на себя — отдав по тендеру мувинговой компании, сотрудник на новом месте сразу включается в рабочие процессы и начинает приносить фирме прибыль.  

В России по такому пути пока идут немногие, в основном, компенсации переезда предлагают компании из сферы IT, где проблема кадров стоит особенно остро.

В прошлом году, например, мы перевозили многих сотрудников «Яндекс». Там еще и релокационный сервис предоставляют: помогают сотруднику найти квартиру на новом месте — поиск и аренду работодатель берет на себя.

Международные игроки, работающие в России, тоже компенсируют переезды, причем некоторые делают так называемый help desk (англ. — доска помощи). Например, корпорация Samsung организовала телефонный сервис, где переехавший в Россию сотрудник может получить ответы на любые вопросы от соотечественницы на родном корейском — от того, где заказать пиццу, до совета, что делать, если тебя пытаются ограбить.   

Часть международных компаний не берут на себя все хлопоты по переезду сотрудников, но компенсируют им затраты на это. Например, трансконтинентальная Mars закладывает на переезд миддл-менеджера из Екатеринбурга в Москву до 38 тыс. руб. После работник приносит весь комплект документов за выполненные работы от мувинговой компании, ему компенсируют расходы. Единственное, здесь могут быть риски: например, сотрудник все перевез своими силами, «нарисовал» документы, что якобы прибегал к услугам мувинговой фирмы, и затребовал компенсацию. Поэтому Mars сейчас все больше работает с муверами напрямую. В целом в Москве, конечно, практика, когда работодатель берет переезд сотрудника на себя, распространена больше, на Урале с этим пока сложно. Хотя постепенно ситуация меняется: я недавно встречался с руководством компании «Сима Ленд» — у них порой появляется острая необходимость в узкопрофильном специалисте, которого нужно привезти из другой точки. И компенсация в этом случае была бы хорошим подспорьем в череде аргументов. 

Но основная масса уральских компаний не пытаются привлечь кадры беспроблемным переездом, потому что не видят в этом ценности. Ни у HR-ов, ни даже у руководителей нет понимания, что такое профессиональный мувинг, чего нужно требовать, что ожидать, и сколько это может стоить. Разброс цен на рынке колоссальный: можно взять пять игроков, и первый назовет стоимость своих услуг в 10 тыс. руб., а пятый — в 100 тыс. В такой ситуации работодатель часто не видит разницы и выбирает самую низкую цену.

Все равно ведь в голове с советских времен прочно сидит образ: если переезд, значит бортовой ЗИЛ и четыре потных мужика в тельняшках и с перегаром. Думают: «За более высокую цену приедут все те же самые, только трезвые. Так что никакая это не приманка для кадров, смысла в этом нет».

В «Роснефти», например, компенсаций за переезд сотрудников не предполагается, хотя многих перемещают по разным скважинам. Считается, раз в компании хорошие зарплаты, вот пусть работники и действуют сами.  

Причем негативная тенденция в последнее время стала появляться и в среде тех, кто переезд сотрудникам компенсирует. Прибыль у многих падает, и приходится резать косты — статья расходов на переезды попадает на сокращение в первую очередь. А у крупных корпораций затраты на переезд работника из США в Россию, например, может стоить 500 000 — 1 000 000 руб. В итоге компания ставит во главу угла стоимость, а не качество, нанимает менее квалифицированных игроков с низким уровнем сервиса и цены. British American Tobacco, например, стала работать в России с фирмами, предлагающими минимальную цену. То есть де-юре сотрудник получает то, что ему было обещано, но по факту качество его переезда низкое. 

И это мировая тенденция. В Европе много мувинговых фирм, где штат состоит из мигрантов, беженцев.

А они не сильно отличаются от отечественных «классических грузчиков» — разве что работают в трезвом виде, а доверить им сохранность вещей — удовольствие сомнительное. В итоге часть имущества доезжает испорченным, что-то теряется, сотрудник на новом месте вынужден выслушивать упреки жены и исправлять ситуацию дома вместо того чтобы включаться в рабочий процесс.

Получается еще больший минус, а не плюс для компании. Поэтому я убежден: если фирма компенсирует переезды кадрам, то лучше делать это хорошо, либо вообще отказаться от такой «плюшки».   

Проблем добавляет и то, что российское законодательство никак не регулирует мувинговую сферу. Есть общие понятия про грузоперевозки, правила охраны труда и др., но в целом рынок очень хаотичен. То же — по грузоперевозкам. Коммерческие регулируются различными законами, но когда речь заходит о личных вещах — пустота. Мы часто перевозим нефтяников, например, в Южно-Сахалинск, отправляем их личные вещи, и сталкиваемся с тем, что в железнодорожной накладной в строке «характер груза» мы не можем указать личные вещи, если отправитель и получатель юридическое лицо. То есть владелец вещей должен сам лично явиться и сдать свое добро. Приходится хитрить: обувь указываем как новую, одежду — как ветошь. Смешно, но пока только так. 

При этом я все равно уверен, что ситуация будет постепенно выправляться — нужно только подождать. Международный бизнес пришел к цивилизованному рынку мувинга и компенсациям переезда, значит, у нашего тоже вариантов нет.