Меню

«Комплекс денег»: почему люди стыдятся много зарабатывать

Иллюстрация: https://pixabay.com

Одна из часто встречающихся проблем у взрослых людей — неприятие собственных денег. Люди не умеют их тратить и инвестировать в себя. Мало того, им стыдно за то, что они получают приличные суммы.

Откуда берется чувство стыда за свои доходы. Этот феномен объяснила известный психолог Юлия Рублева в своем блоге.

 Я вижу много людей, для которых деньги  неуправляемая стихия, а не верный товарищ, с которым можно сделать так много интересного. На постсоветском пространстве деньги все еще окружены множеством идеологических смыслов.

Деньги, стыд и вина

Многие считают, что стыдно иметь деньги, потому что деньги есть только у тех:

 кто ворует;

 кто эксплуатирует чужой труд;

 кто безнравственен.

Сколько бы ни работал такой человек, он никогда не заработает такую сумму, которую потом сможет назвать словом «много». Он считает, что если будет зарабатывать «много», то его родители (его род) его осудит, и он станет чужим.

Люди, выросшие в СССР, до сих пор уверены: если у них будет больше денег, они будут испытывать вину перед теми, у кого их меньше. Они просто не знают, что делать с деньгами.

Поэтому они:

1) Никогда не называют достойную, комфортную цену за свой труд;

2) Боятся прибавок к зарплате, считая, что после этого с ними сразу случится что-то плохое, а деньги придется тратить не на самые приятные вещи, например, на ремонт после пожара;

3) Стремятся сделать свою работу бесплатно, дают неоправданные скидки, уступают сразу же, если видят, что человек колеблется;

4) Не употребляют слово «зарабатывать», а пользуются советским словом «получать»;

5) Считают, что люди, которые стали хорошо «получать», изменились в худшую сторону и боятся, что от них отвернутся друзья;

6) Всегда испытывают неловкость, когда с ними расплачиваются. Опускают глаза, подавляя желание сказать «не надо»;

Еще одна категория ограничивающих убеждений, с которыми я часто сталкиваюсь: «Я не покупаю квартиры, машины, дачи, я не покупаю себе теплую одежду на зиму, такую, как шуба или дубленка, потому что у меня нет денег».

На самом деле это может говорить о том, что человек не считает себя взрослым. Квартира или машина  покупки взрослых людей. Позаботиться самому о себе, чтобы было тепло  прерогатива взрослого. Ребенок бессознательно ждет, что его рано или поздно укутают.

Обычно такие люди тратят все деньги (иногда это гигантские суммы) на условную «мороженку» и условную «жвачку»: помните, как много ярких оберток в ларьках и киосках? По моим наблюдениям, «другие» отношения с деньгами в нашей стране начинаются у ребенка из бедной или маргинальной семьи, где не было принято пристально заботиться о себе.

Ограничивающее убеждение: «шуба это «богатая» покупка, а мы не богатые». Еще раз хотела бы уточнить, что носитель такого убеждения может иметь как действительно низкий доход, так и доход выше среднего.

Дополнительная нагрузка смыслом: шубы или дубленки это, вообще, мещанство, считалось в нашей советской стране, поэтому выросшие дети этих родителей зимой обычно мерзнут.

Шубы в купеческих и дворянских семьях обычно «строили», это было целое мероприятие, которое требовало копить, планировать, рассчитывать, аккумулировать определенную сумму к определенной дате. Пальто в семьях интеллигенции и разночинства обычно «справляли», тоже покупка, которая требовала «справиться».

Человек мерзнет зимой не потому, что у него не хватает денег на теплую одежду, а потому что он не привык о себе заботиться, особенно не привык заботиться о телесном, мещанском, бытовом комфорте. В большинстве случаев это сочетается с неспособностью скапливать и аккумулировать никакие суммы на протяжении любого, даже самого короткого времени.