Меню

Кому кризис на руку: представители b2b-компаний назвали самые прибыльные бизнесы

Финансовые услуги и сервисы для потребителей, ритейл и малая промышленность, телеком и ИТ — представители b2b-компаний рассказали DK.RU, какие сферы бизнеса сейчас наиболее прибыльные.

DK.RU завершает экспертный опрос на тему, какие сферы (легального) бизнеса в настоящее время наиболее прибыльные. На первом этапе мы опросили аналитиков, руководителей бизнес-объединений и фондов поддержки. Второй этап — банки, которые кредитуют бизнес и обслуживают счета юрлиц, то есть обладают аналитикой по наиболее прибыльным отраслям. На третьем этапе мы обратились к представителям b2b-компаний с вопросом, как кризис отразился на их клиентах — какие бизнесы чувствуют себя ощутимо лучше остальных.

Алексей Клименко, генеральный директор УК RED:

— В бизнес-центрах мы не отмечаем высокую ротацию. Часть арендаторов оптимизирует расходы путем сокращения персонала и уменьшения площадей — это касается медицинских компаний, рекламных агентств, строительных и проектных организаций. Но есть и те, кто наращивает объемы, например, представители сферы информационных технологий. В последнее время появились запросы на аренду из Казахстана, Крыма и Санкт-Петербурга: работающие на перспективу компании заинтересованы в небольших площадях до 50 кв. м.

Если говорить о рынке аренды в целом, на наш взгляд хуже всего себя чувствуют небольшие оптово-розничные компании и представители сферы услуг — таких как образование, красота и внешность.

Ключевые требования клиентов остались неизменными — удобный паркинг, расширенная инфраструктура, сервис. Но есть и новшества: появился спрос на готовые офисы с перегородками и ремонтом, и даже мебелью, а также ставка «все включено».

Ольга Апалькова, директор департамента маркетинга и развития проектов УК «Деловой дом на Архиерейской»:

— Мы фактически не столкнулись с ротацией арендаторов. Наибольший спрос на аренду офисов сегодня зафиксирован со стороны федеральных и региональных компаний сферы финансовых услуг и потребительского рынка.

Сам по себе рынок офисной недвижимости сейчас переживает не самые лучшие времена — спрос на аренду кабинетов снизился. Впрочем, если некоторые компании сокращают  расходы на аренду офисов, другие — нацелились на улучшение качества занимаемых ими площадей. Сегодня многие качественные бизнес-центры готовы идти на более лояльные условия для арендатора, предлагают преференции, например, увеличение срока арендных каникул или проведение за свой счет отделки помещения для арендатора.

Артем Денисов, управляющий партнер юридической компании «Генезис»:

— Ощутимо лучше на фоне остальных себя чувствуют продуктовые ритейлеры и в целом организации, которые удовлетворяют повседневный спрос граждан. Плюс b2b-компании, бизнес которых направлен на оптимизацию затрат, к примеру, в сфере ИТ — но не все, а только действительно эффективные.

С начала кризиса обострилась ситуация с самобанкротствами. Обращаются в 90% случаев предприятия, которые находятся в кредитной зависимости у банков. Выдавая кредитную линию на определенный срок, банк начинает требовать погасить задолженность досрочно — в кризис условия кредита перестают быть выгодными для самих банков. Компании, не рассчитывающие на такой поворот событий, начинают допускать просрочки, банк начинает применять штрафные санкции. Результатом становится противодействие компании в виде ухода в процедуру банкротства.

Когда банк видит подобное развитие событий: что в перспективе маячат только «длинные деньги» после прохождения должника через процедуру несостоятельности, или вообще есть шанс ничего не получить — тогда, как ни странно, банкиры становятся как шелковые, начинают убирать штрафы и предоставлять длительные рассрочки на период оплаты основного долга.

Фактически процедура самобанкротства становится инструментом давления на банки, которые решили в одностороннем порядке пересмотреть условия кредитов. От отрасли это не зависит. Например, у нас есть клиент — производитель труб. Несмотря на то, что им кризис на руку (основными конкурентами при сильном рубле был Китай, сейчас Китай с аналогичными товарами не проходит), и они вышли на крупных заказчиков уровня ТНК — все равно они «бьются» с банком таким вот образом.

Поэтому сегодня лучше всего тем бизнесам, кто не попал в неприятную ситуацию с пересмотром условий по кредитам. Еще лучше тем, кто, затянув пояса, продолжает развиваться «на свои», без привлечения заемных средств.

Николай Адеев, директор компании Artsofte:

— Если говорить о прибыльных бизнесах в кризисное время в разрезе спроса на ИТ-решения, то я бы выделил следующие закономерности:

Во-первых, гораздо лучше рынка себя чувствуют сервисные и телеком-компании с большой абонентской базой. У них в силу тарифных особенностей — и поступления регулярные, и чек не такой высокий, чтобы попадать в зону оптимизации затрат.

Во-вторых, неплохо растет спрос на ИТ-решения, ориентированные на фундаментально большие рынки — даже если эти рынки в кризис сжимаются. Руководствуясь этой логикой, в свое время мы запустили продукты для автобизнеса, для рынка недвижимости и т.д. Спрос на них продиктован задачами как оптимизации затрат в маркетинге, так и увеличения продаж на замедляющихся рынках.

И, в-третьих, компании, ориентированные на западные рынки сбыта, с инженерной базой в России — от промышленного производства до ИТ-разработки.

Читательский опрос продолжается — «Планируете ли вы начинать новые бизнес-проекты?». На момент выхода публикации, в голосовании приняли участие более 300 человек. Присоединяйтесь:

Авторы: Екатерина Стихина, Сергей Дружинин