Пример частно-государст-венного партнерства при реконструкции питерского аэропорта Пулково, о котором я расскажу, может быть полезен Екатеринбургу — претенденту на право проводить выставку ЭКСПО-2020.
Ведь если город выиграет заявку, ему придется привлекать деньги под целый ряд инфраструктурных проектов. В том числе — использовать форму концессии, когда частный капитал вовлекается в управление госсобственностью или в оказание услуг, обычно предоставляемых государством. Ведь бюджетных денег на все не хватит.
Реконструкция аэропорта Пулково не стоит госбюджету ни копейки. Это первый в России опыт применения ЧГП такого рода в авиационной отрасли: проект осуществляется исключительно за счет денежных средств акционеров (33%), аэропорта (7%) и международных финансовых институтов (60%). Сама реконструкция началась в 2010 г. Но для того чтобы все сложилось, нужно было проделать большой объем подготовительной работы — она стартовала еще в 2008 г. Именно тогда мы приступили к консультациям с правительством Санкт-Петербурга.
Наша задача была найти золотую середину между интересами государства и концессионеров. Более двух лет происходило институциональное оформление проекта, обсуждалась будущая финансовая модель, формировались исполнительные органы, велись переговоры с банками и международными финансовыми институтами, запускались тендеры, определялись подрядчики, после чего переговоры с инвесторами были продолжены, и заключались концессионные соглашения. Руководству города удалось выторговать у инвесторов хорошие условия! Мало того что Санкт-Петербург не платит за реконструкцию аэропорта — он еще и получает вознаграждение в виде концессионного платежа — 11,5%. А это приличный доход для бюджета, который гарантирован до 2039 г. (столько будет длиться концессия). Взамен инвесторы Пулково могут рассчитывать на поддержку правительства Петербурга при реализации проекта и на гарантии возврата инвестиций, если город решит досрочно прекратить или изменить существенные условия соглашения.
Я уверен, что крупные иностранные инвесторы, такие как Европейский банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация и другие, будут пристально наблюдать и за подготовкой к ЭКСПО-2020, чтобы понять, стоит ли участвовать в проектах. Важно предложить им приемлемые условия.
На что обращают внимание международные инвесторы? Прежде всего на то, как тот или иной новый объект будет использоваться через 10-20-30 лет после ввода. Хватит ли дохода от его эксплуатации на то, чтобы возвращать кредиты. Это основной вопрос. Соответственно по каким-то объектам придется заранее прописывать тарифную политику (в сфере транспорта, например), по другим (в частности, выставочным павильонам) — решать, как их можно переоборудовать, чтобы и после ЭКСПО-2020 использовать для получения дохода. Ведь объекты международной выставки окупятся не сразу, а в последующие годы.
Плюс есть риски затягивания стройки, удорожания материалов, на которые также смотрят инвесторы. Их пугают политические риски, риски изменения законодательства (поэтому власти должны гарантировать долгосрочную стабильность в этом плане). Международные финансовые институты пристально смотрят даже на то, не пострадает ли от возведения объекта экология и какие условия труда будут на стройках. Все это заинтересованным в иностранном капитале надо учитывать. При этом очевидный плюс привлечения международных инвесторов — огромная дисциплинирующая роль.
Понятно, что от всех рисков не уйти, тем более макроэкономических, но надо осознавать, что ключевую роль в такого рода сотрудничестве играет их грамотное распределение. Важно, чтобы государство взяло на себя те риски, которые не может покрыть рынок. При той же концессии необходимо гарантировать инвестору надлежащую эксплуатацию объекта, например дороги, чтобы он поддерживался в хорошем состоянии. Город, область должны взять на себя эти обязательства. Иначе иностранный инвестор просто не пойдет на такое сотрудничество. Ведь чем лучше условия на объекте, чем он привлекательнее, тем больше приносит денег.
Но не нужно забывать, что иностранные банки — не единственный источник средств для инфраструктурных проектов. Мы всегда пытаемся минимизировать риски, распределяя вложения между разными портфелями. По той же причине важны различные источники финансирования. К примеру, у международных банков мы берем деньги в валюте, а зарабатываем-то в рублях. Чтобы избежать валютных рисков, нужно привлекать и локальных инвесторов.
Руслан Беляев
Колонка написана на основе выступления на бизнес-форуме «Будущее города. Зачем бизнесу ЭКСПО-2020» 17 мая 2012 г.