— Возможно ли в вашем партнерстве с Олегом Хабибуллиным равновесие? У вас на руках все козыри: право собственности на ТЦ по 8 Марта, 46 и договор аренды с УГТУ-УПИ на здание по Малышева, 127. У «Ку
— Возможно ли в вашем партнерстве с Олегом Хабибуллиным равновесие? У вас на руках все козыри: право собственности на ТЦ по 8 Марта, 46 и договор аренды с УГТУ-УПИ на здание по Малышева, 127. У «Купца» просто нет выхода — он зависим от этих объектов, и ему можно диктовать условия с позиции силы.
— И.З.: Ключевое слово — «партнерство», такие отношения предполагают взаимную выгоду. Мы одинаково заинтересованы в успехе бизнеса друг друга. Сейчас восстановлен статус-кво: медиамаркет «Сфера» открыт, ремонтные работы в бывшем здании столовой УГТУ-УПИ возобновлены. Никаких существенных изменений в договорах не произошло. Скажем, на Малышева, 127 будет супермаркет экономкласса, студенческий фаст-фуд и кухня. Это проект «Купца», наша компания финансирует реконструкцию здания и сдает его в субаренду «Купцу» на 10 лет.
— Наблюдатели полагают, что разбирательства по перечисленным вами объектам — лишь повод для того, чтобы надавить на основной объект сети — гипермаркет «Купец».
— К.П.: И что, вы считаете, мы могли бы закрыть такой выгодный объект?
— Не закрыть, так пересмотреть интересующие «Малышева-73» финансовые вопросы, поднять, например, арендную плату.
— И.З.: У нас с «Купцом» вполне конкретный договор на 20 лет. Он выходит за рамки классической аренды, фактически у нас совместный бизнес, и нанести ему вред не позволит здравый смысл. Разногласия были, но лишь чтобы уточнить партнерские отношения — это наиболее корректная формулировка.
— Один из моих собеседников выдвинул версию, что на ранней стадии создания ТЦ «Купец» (когда он еще был «Марией») вы предложили Олегу Хабибуллину чуть ли не кабальные условия аренды, от которых, кстати, отказался заинтересовавшийся комплексом Игорь Ковпак.
— И.З.: В свое время «Кировскому» мы предложили купить здание по тем временам за смешные деньги. Он отказался. После этого возникло стратегическое партнерство с «Купцом»: мы совместно финансировали реконструкцию ТЦ — прямые и косвенные затраты обе стороны вернули за два года, а потом еще заработали «выше крыши»… Мы давно договорились, что арендная плата за площади, занимаемые «Купцом», — это некий процент от оборота гипермаркета. И сегодня он никоим образом не поменялся, это даже не обсуждалось.
— Но ведь очевидно, что конфликт разгорелся именно из-за гипермаркета. В чем выражались разногласия?
— К.П.: Во взглядах на развитие «Купца», на его место в вырастающем за рамки одного бренда торговом центре: вторая очередь ТЦ будет сдана в конце года или в первом квартале 2006 г. Мы вели переговоры около двух месяцев. Подчеркну — не прямые, касающиеся аренды или еще каких-то денег, а стратегические.
— А каковы новые требования, предъявляемые вами «Купцу»?
— И.З.: Повышать техническое вооружение гипермаркета, чтобы улучшить обслуживание. Это продиктовано изменением конкурентной среды… Такая вот ходульная, общая фраза… но, глубоко не вникая в специфику нашего бизнеса, иначе не скажешь. Если же вдаваться в подробности, потребуется множество сложных логических построений, которые или всех запутают, или никому не будут интересны.
— Ну а если широкими мазками?
— И.З.: Изменится статус гипермаркета, когда будет пущена вторая очередь и появятся другие крупные «якоря»: сейчас «Купец» — базовый и единственный, дальше будет «одним из» — это первое. Второе — ребрендинг.
— Все-таки ТЦ будет называться «Европа-Азия»?
— К.П.: Это рабочее название, варианты прорабатываются. В-третьих, особенности рекламной политики — как будет продвигаться «Купец»: отдельно и самостоятельно либо централизованно вместе с ТЦ.
— И.З.: Еще оговаривали возможные пересечения «Купца» по товарным группам с будущими арендаторами ТЦ. По непродовольственной рознице или, скажем, по бизнесу той же «Сферы»: во второй очереди будет многозальный кинотеатр, который откроет компания «Екатеринбург-Арт» — ей принадлежит супермаркет «Титаник Видео-рекордс», торгующий аудиовидеопродукцией. Так вот он, например, не будет представлен в ТЦ в развернутом формате.
— Андрей Гавриловский, собственник «Антея», в одной из бесед охарактеризовал вас как высококлассных переговорщиков. У него в свое время были разногласия с «Малышева-73» по цене приобретаемых у вас объектов, на месте которых сейчас строится «Антей», но дело закончилось компромиссом. Неужели нельзя было решить стратегические проблемы с Олегом Хабибуллиным кулуарно, без объявления войны?
— И.З.: До определенного момента мы так и делали.
— К.П.: Да и не было никакой войны, мы не планировали никаких жестких действий, все произошло спонтанно, на голой эмоции.
— И.З.: Около месяца назад переговоры вышли за рамки разумного: обе стороны просто «запарились» во всех этих экспрессивных возражениях друг другу: «Мы вам этого не дадим. А мы вам тогда — этого. Ах вы так! Тогда мы так, так и вот так!» Одно на другое наложилось, и произошел какой-то всплеск.
— К.П.: Если бы мы знали, что конфликт получит такой широкий общественный резонанс, мы бы не стали этого делать. Наверное, мы сожалеем о случившемся…
— И.З.: Все это время мы продолжали вести переговоры. Постепенно успокоились, поняли, что можем нанести друг другу большой экономический вред, прикинули последствия… и обо всем договорились.
— Но вы предстали этакими монстрами: закрыли «Сферу», значит, могут закрыть и «Купец»!
— И.З.: Мы уже говорили о сути договора с «Купцом» — здесь все давно простроено, и разрыв приведет к колоссальным убыткам. Со «Сферой» арендные отношения были не должным образом оформлены, и появилась возможность их пересмотреть. Однако если бы дело дошло до судебного разбирательства, медиамаркет мы наверняка бы открыли.
— К.П.: Все вопросы решились, когда отчетливо и детально стало понятно — мы с Олегом Хабибуллиным одинаково смотрим на стратегическое развитие «Купца» и дальше движемся вместе. Принципиальные договоренности есть, а бумаги мы «причешем».
— Однако г-н Хабибуллин мне говорил, что его партнеры и владельцы «Сферы» собираются добиться через суд возмещения ущерба, причиненного закрытием медиамаркета.
— И.З.: Не исключено, что мы компенсируем убытки «Сфере» для достижения благоприятного климата в ТЦ.
— Была ли в конфликте политическая составляющая, о которой так много говорилось?
— К.П.: Мы абсолютно аполитичны. В процессе переговоров не возникало ни одного вопроса по деятельности Олега Вахалиевича как депутата и его поправок в Устав Екатеринбурга — в этом мы не разбираемся. Многим, в том числе и журналистам, просто хотелось, чтобы у этой истории было двойное дно — иначе простой экономический спор не был бы интересным. А тут такие «военные репортажи» начались! Нам очень неприятно, что ситуация вышла из-под контроля и перекинулась на политическое поле.
— А не слишком ли много совпадений: Олег Хабибуллин выступает с поправками к уставу — закрывается «Сфера», потом документ принимают практически без тех самых спорных изменений — и у вас с «Купцом» наступает мир?
— И.З.: Здесь есть два временных и логических противоречия. Как уже говорилось, конфликт начался два месяца назад, обострился полторы недели назад — все это время мы встречались и договаривались. Ситуация разрешилась утром 29 июня — накануне мы достигли взаимопонимания и сразу же открыли «Сферу». А устав приняли 30 июня днем. Если предположить, что администрация города давила на «Малышева-73», добиваясь лояльности Олега Хабибуллина, то не логично ли было предположить, что мы бы дождались, пока примут устав (вдруг он не так проголосует), а потом поставили в конфликте точку?
— Как вы относитесь к тому, что Союз участников потребительского рынка «Альянс», в который входит и г-н Хабибуллин, прямо-таки демонизировал «Малышева-73», обвинив в подконтрольности горадминистрации. Мол, получаете преференции по землеотводам, а взамен «зажимаете» принципиальных депутатов.
— И.З.: Мне непонятно, от чьего лица выступает исполнительный директор «Альянса» г-н Подоляко и делает выводы о политизированности нашего бизнеса, не разумея его сути. Насколько мне известно, Олег Хабибуллин не предоставлял ему никаких полномочий высказываться от своего имени и сам не говорил ни о какой политической подоплеке нашего конфликта. Однозначно, что подобные заявления никак не повлияют на деятельность «Малышева-73». Наши партнеры — состоятельные, хорошо информированные люди, и они сотрудничают с компанией не потому, что мы им симпатичны, а из соображений выгоды. Что же касается землеотводов — мы их не получаем, они нам не достаются. Все участки «Малышева-73» — это результат покупки на них недвижимости: тут не может быть преференций города — это коммерческие сделки с владельцами объектов.
— Олег Хабибуллин заявил, что оставляет пост гендиректора ТС «Купец», чтобы сосредоточиться на работе в гордуме. Складывается впечатление, что так он хочет устранить поводы для возможных конфликтов в будущем.
— К.П.: Вы неправильно понимаете. Олег Вахалиевич довольно давно принял это решение, и оно никак не связано с «Малышева-73», — это его воля. «Купцом» по сути всегда руководил он. Для нас это очень острый вопрос, который мы также обсуждали все это время: высококлассный менеджер отстраняется от управления, что может повлечь ухудшение бизнес-модели гипермаркета.
— И.З.: Это еще один повод, чтобы нервничать. На рынке кадровый голод — на место топ-менеджера не так легко найти адекватную кандадатуру. Если не заладится, упадут обороты — нам это совершенно не понравится. Вот как — это политика или экономика? В общем, мы договорились, что кадровые процессы в управляющей компании «Купец» будут идти плавно и эволюционно. Я думаю, г-н Хабибуллин все равно будет заниматься стратегическими вопросами управления.
— Ходили слухи, что в случае разрыва отношений с «Купцом» его место может занять питерская сеть «Лента».
— К.П.: Мы владеем имущественным комплексом на Космонавтов — Завокзальной, на этой территории «Лента» собиралась с нашей помощью построить ТЦ. Но пока коммерческие переговоры зашли в тупик.
— А за эти полторы недели обращался ли кто-то из ритейлеров, мол, если что, мы готовы занять место на 8 Марта, 46?
— И.З.: Да все телефоны оборвали! Но мы всем однозначно отказывали. Некоторые кривят душой, что, если бы вдруг ТЦ «Купец» освободился, они не пошли бы туда из солидарности. Не бывает такого в бизнесе.
Богдан Кульчицкий
kb@apress.ru